1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.
4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
5. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
6. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.
По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.
Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.
7. Государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом.
8. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.
Комментарий к статье 123.22 ГК РФ
1. С 1 января 2011 г. вступили в силу комплексные изменения, затрагивающие правовой статус бюджетных учреждений, внесенные Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Изменение правового положения бюджетных учреждений без их преобразования обосновывалось необходимостью обеспечения функционирования таких учреждений на основе рыночных принципов, создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек, повышения эффективности их деятельности. Для достижения поставленных задач было предложено следующее:
1) изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав, переведя их с 1 января 2011 г. со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания;
2) предоставить право бюджетным учреждениям заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
3) устранить субсидиарную ответственность государства по обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объемом прав;
4) расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган публичной власти - учредитель соответствующего учреждения.
В результате предусмотрены три типа государственных или муниципальных учреждений: автономные, бюджетные и казенные. При этом не является реорганизацией изменение одного типа государственного или муниципального учреждения на другой. Такое изменение осуществляется только путем внесения в учредительные документы учреждения соответствующих изменений.
2. Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.
Важной характеристикой учреждения как юридического лица является то, что их деятельность финансируется собственником его имущества. Такое финансирование должно обеспечивать либо все, либо основные потребности учреждения, возникающие в связи с его деятельностью. Закон о порядке финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, о котором сказано в комментируемой статье, пока не принят.
3. Согласно ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетные учреждения осуществляют деятельность в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями, которые формирует и утверждает осуществляющий функции и полномочия учредителя соответствующий орган. При этом не допускается отказ бюджетного учреждения от выполнения государственного (муниципального) задания. Одновременно бюджетным учреждениям предоставлено право выполнять за плату работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом сверх установленного государственного (муниципального) задания. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование. При этом необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач земельный участок предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Исключение составляют случаи:
- совершения бюджетным учреждением крупной сделки (только с предварительного согласия органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
- размещения денежных средств на депозитах в кредитных организациях, а также совершения сделок с ценными бумагами (такие действия возможны, если это предусмотрено соответствующим федеральным законом);
- заинтересованности соответствующего лица в сделке, стороной которой является или намеревается быть некоммерческая организация, а также в случае иного противоречия интересов такого лица и некоммерческой организации в отношении существующей или предполагаемой сделки (заинтересованное лицо обязано сообщить о своей заинтересованности и получить одобрение органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Такое обеспечение осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Все операции с поступающими в бюджетное учреждение средствами осуществляются через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), если иной порядок не установлен федеральным законом.
Допускается с согласия учредителя сдача в аренду недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества. Однако при предоставлении указанного имущества в аренду финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. При этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (новая редакция ст. 298 ГК).
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Исключение составляет только особо ценное движимое имущество, закрепленное за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенное таким учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимое имущество независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. При недостаточности имущества учреждения по отдельным видам социально значимых обязательств собственник имущества бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность. Названной ответственности по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, придана обратная сила. С учетом ч. 15 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения при наличии указанного вреда распространяется на правоотношения, возникшие также после 1 января 2011 г.
4. Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенным признается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В отличие от бюджетного казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Все доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Вместе с тем следует отметить, что согласно ч. 22 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ главные распорядители бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения, осуществляющие приносящую доходы деятельность, имеют право распределять бюджетные ассигнования между указанными учреждениями с учетом объемов доходов от приносящей доходы деятельности, осуществляемой этими учреждениями, зачисляемых в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.
Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доверенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В полном соответствии с общими положениями п. 3 ст. 123.21 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (см. комментарий к ст. 123.21 ГК).
5. В отличие от бюджетных учреждений правовое положение и деятельность автономных учреждений более детализированы специальным законом. Прежде всего следует отметить, что Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" по сравнению с комментируемой статьей конкретизированы цели создания таких учреждений. Вместе с тем перечень сфер деятельности, которые определены Законом об автономных учреждениях, также остается открытым. В частности, автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях).
Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимается Правительством РФ на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента РФ.
Предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения подготавливается соответствующим исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения.
Учредительным документом автономного учреждения является устав, утверждаемый его учредителем. Устав автономного учреждения должен содержать следующие сведения:
1) наименование автономного учреждения, включающее в себя слова "автономное учреждение" и содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества;
2) о месте нахождения автономного учреждения;
3) об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного учреждения;
4) о предмете и целях деятельности автономного учреждения;
5) исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;
6) о филиалах, представительствах автономного учреждения;
7) о структуре, компетенции органов автономного учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов;
8) об иных предусмотренных федеральными законами сведениях.
Законом об автономных учреждениях установлены дополнительные требования к органам управления таких учреждений. В качестве обязательных органов управления предусмотрены:
- руководитель автономного учреждения;
- наблюдательный совет автономного учреждения;
- иные предусмотренные законом и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и др.).
К компетенции руководителя автономного учреждения (директора, генерального директора, ректора, главного врача, художественного руководителя, управляющего и др.) относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных законом или уставом учреждения к компетенции его учредителя, наблюдательного совета или иных органов автономного учреждения. Руководитель автономного учреждения без доверенности действует от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, утверждает штатное расписание автономного учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности, его годовую бухгалтерскую отчетность и регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения.
Наблюдательный совет автономного учреждения осуществляет контроль за текущей деятельностью учреждения. Такой совет создается в составе не менее чем пять и не более чем 11 членов. В состав наблюдательного совета автономного учреждения входят представители учредителя автономного учреждения, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. К компетенции наблюдательного совета отнесены следующие вопросы:
1) предложения учредителя или руководителя о внесении изменений в устав автономного учреждения;
2) предложения учредителя или руководителя о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;
3) предложения учредителя или руководителя о реорганизации автономного учреждения или о его ликвидации;
4) предложения учредителя или руководителя об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления;
5) предложения руководителя об участии автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или о передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам в качестве учредителя или участника;
6) вопросы финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения, в том числе предложения руководителя автономного учреждения о совершении крупных сделок, о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым автономное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.
В отличие от других учреждений автономное учреждение в достаточной степени независимо от решений собственника имущества. Так, доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. При этом собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества. В то же время учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, а также финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке. Финансовое обеспечение осуществляется в виде субвенций и субсидий из бюджета Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.
В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
Таким образом, автономное учреждение финансируется его учредителем только в той мере, в какой финансирование обеспечивает выполнение тех заданий для автономного учреждения, которые учредитель устанавливает в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Ответственность автономного учреждения по своим обязательствам имеет некоторые отличия по сравнению с бюджетными и казенными учреждениями (см. комментарий к ст. 123.21 ГК).