Право собственности и иные вещные права на воздушные суда, морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, подлежащие государственной регистрации, определяются по праву страны, где эти суда и объекты зарегистрированы. (Статья в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 30 сентября 2013 года N 260-ФЗ.
Комментарий к статье 1207 Гражданского Кодекса РФ
1. В коммент. ст. императивно установлено исключение из коллизионной нормы ст. 1205 ГК (lex rei sitae). По всей видимости, связано это с тем, что физически воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты являются движимыми объектами, поэтому применение к правам на них закона места нахождения невозможно по определению.
Ввиду этого законодатель использовал иную более формальную привязку - закон страны, где эти суда и объекты зарегистрированы. Это правило полностью соответствует международному опыту в данной сфере. Так, согласно ст. 91 Конвенции ООН по морскому праву (к ней Россия присоединилась в 1997 г.) каждое государство определяет условия регистрации судов на его территории. Аналогичные нормы содержатся в иных актах, например в Международной конвенции об условиях регистрации судов 1986 г. (к ней Россия присоединилась в 1987 г.), Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. (Россия участвует в ней как правопреемница СССР).
2. Следует прийти к выводу о том, что употребляемое в коммент. ст. выражение "к праву собственности и иным вещным правам. применяется право" включает по смыслу содержание соответствующих прав, их осуществление и защиту (по аналогии с п. 1 ст. 1205 ГК), а также возникновение и прекращение (ср. с п. 1 ст. 1206 ГК).
3. Поскольку в коммент. ст. уточняется, что соответствующая привязка применима в отношении прав на суда и объекты, подлежащие государственной регистрации, то ключевым становится ответ на вопрос о том, должны ли конкретное судно или объект быть зарегистрированы в соответствии с национальным законодательством. Так, в России обязательность государственной регистрации предусмотрена, в частности, в отношении: 1) морских судов (ст. 33 КТМ); 2) воздушных судов (ст. 33 ВК с учетом Федерального закона от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" // СЗ РФ. 2009. N 11. Ст. 1260); 3) космических объектов (ст. 17 Закона РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности" // РГ. 1993. 6 окт.).
4. Применение настоящего правила не поставлено в зависимость от отнесения перечисленных в нем объектов к недвижимому имуществу согласно п. 2 ст. 1205 ГК. Так, в российском праве воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, а также космические объекты квалифицируются как недвижимое имущество (см. коммент. к ст. 130 ГК). Однако если в каком-либо другом государстве, где данные объекты зарегистрированы, они квалифицируются как движимые вещи, то норма коммент. ст. к ним все равно будет применимой.
Другой комментарий к статье 1207 ГК РФ
1. Комментируемая статья - императивная норма, определяющая право, подлежащее применению в отношении объектов, которые являются недвижимыми вещами в соответствии со ст. 130 ГК.
В соответствии с коллизионным принципом lex loci rei sitae ("закон местонахождения имущества") к праву собственности и иным вещным правам на указанные объекты применяется право страны, где эти объекты зарегистрированы. Данная норма на практике является крайне важной, в частности в связи с часто возникающей необходимостью установления правообладателя в отношении указанного в комментируемой статье транспортного средства за пределами страны регистрации такого транспортного средства. Установление прав иностранного юридического или физического лица на транспортное средство необходимо, например, для решения судом вопроса об обращении взыскания на такое транспортное средство. Кроме того, коллизионная норма комментируемой статьи гарантирует субъекту права собственности и иных вещных прав на транспортное средство неизменность его прав в случае пересечения таким транспортным средством границы другого государства.
Комментируемая статья охватывает не только право собственности на указанные объекты недвижимого имущества, но и иные вещные права на перечисленные в статье объекты, подлежащие государственной регистрации. Этим комментируемая статья отличается от применявшейся до вступления в силу части третьей ГК ст. 164 Основ гражданского законодательства, определявшей право, применимое к праву собственности на транспортное средство, подлежащее внесению в государственный реестр. Статья 216 ГК устанавливает перечень вещных прав, не являющийся исчерпывающим. Помимо права собственности одним из важнейших вещных прав, к которому в соответствии с комментируемой статьей применяются правовые нормы страны регистрации, относящиеся, в частности, к морским и речным судам, является ипотека. Также положения комментируемой статьи распространяются на такие важнейшие вещные права на вышеуказанные объекты недвижимости, как право хозяйственного ведения и право оперативного управления.
2. В Российской Федерации, как и в других государствах, обязательна регистрация воздушных судов. Регистрация воздушных судов обеспечивает возможность определения национальности воздушного судна, что является одним из принципов международного воздушного права. Чикагская конвенция о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г., к которой присоединился СССР, устанавливает в ст. 17, что воздушные суда имеют национальность того государства, в котором они зарегистрированы.
В Российской Федерации нормы об обязательной регистрации воздушных судов установлены, в частности, гл. V ВК, в которой для целей регистрации воздушные суда подразделены на гражданские, государственные и экспериментальные. Каждая группа воздушных судов подлежит регистрации в особом порядке, установленном ст. 33 ВК.
Следует констатировать необходимость дальнейшего развития специального законодательства о регистрации вещных прав на воздушные суда и сделок с ними. Указанная регистрация в условиях рыночной экономики в Российской Федерации служит одним из важнейших факторов стабилизации гражданского оборота воздушных судов, легализации сделок с ними, прав и обязанностей, порождаемых этими сделками, гарантом прав и законных интересов кредиторов. Как отмечается в Постановлении коллегии Минтранса России от 19.09.2001 "О проекте Федерального закона "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними", существующие в настоящее время механизмы учета правообладателей воздушных судов не обеспечивают должного уровня официального удостоверения действительности прав на воздушные суда и сделок с ними. В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 в рамках Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы" готовится проект Федерального закона "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними".
3. Требование обязательной государственной регистрации морских судов, как в национальном законодательстве в большинстве развитых стран, так и международном праве, одно из наиболее разработанных. Согласно ст. 91 Конвенции ООН по морскому праву, к которой Российская Федерация присоединилась в 1997 г., каждое государство определяет условия регистрации судов на его территории.
Положения об обязательной государственной регистрации морских судов закреплены в большинстве правовых систем иностранных государств. Зачастую решение собственника морского судна о регистрации его в той или иной стране обусловливается экономическими факторами, например такими, как налоговые льготы, предоставляемые в ряде стран, на территории которых созданы оффшорные зоны. При этом во многих странах для государственной регистрации морских судов установлены ограничения в зависимости от возраста, вместимости морских судов и др. Так, по законодательству Либерии для регистрации судна необходимо, чтобы его вместимость превышала 1600 т. Только по специальному разрешению Министерства общественной безопасности и транспорта судно вместимостью ниже 1600 т или возрастом более 12 лет может быть зарегистрировано в соответствующем реестре на Багамах.
Нормы, определяющие особенности регистрации морских судов в портах, помимо Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., содержатся и в ряде других международных документов, таких как Международная конвенция об условиях регистрации судов 1986 г. (Российская Федерация подписала Конвенцию в 1987 г., но до настоящего момента Конвенция не вступила в силу), Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 г., Соглашение о трансграничных рыбных запасах далеко мигрирующих видов рыб 1995 г., ратифицированных Российской Федерацией, и др.
В этой связи особый интерес представляет собой норма международного права, закрепленная в ст. 8 Конвенции об условиях регистрации судов 1986 г., согласно которой государство флага предусматривает в своих законах и правилах положения о праве собственности на суда, плавающие под его флагом.
Статья 33 КТМ устанавливает, что судно подлежит регистрации в одном из реестров судов РФ: в Государственном судовом реестре, в судовой книге, в бербоут-чартерном реестре. В соответствии со ст. 33 КТМ правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта; правила регистрации судов и прав на них в морских рыбных портах - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Во исполнение указанной статьи КТМ Приказом Минтранса России от 29.11.2000 N 145 <*> утверждены Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, а Приказом Госкомрыболовства России от 31.01.2001 N 30 <**> - Правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах (в ред. от 05.06.2003).
--------------------------------
<*> БНА. 2001. N 7.
<**> БНА. 2001. N 22; РГ. 2003. N 137.
Регистрация осуществляется капитаном соответствующего морского торгового или рыбного порта на основании заявления правообладателя с приложением таких документов, как правоустанавливающие документы, анкеты судового реестра, мерительное свидетельство, свидетельство о годности к плаванию.
Ипотека морских судов в Российской Федерации регулируется общими нормами ГК, Закона о залоге в части, не противоречащей ГК, Закона об ипотеке. Специальное регулирование ипотеки морских судов содержится в § 2 гл. XXII КТМ. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 17.12.98 N 184-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о морских залогах и ипотеках 1993 года" <*> Российская Федерация присоединилась к одноименной Конвенции, нормы которой в силу п. 4 ст. 15 Конституции имеют на территории РФ приоритет перед всеми иными нормами внутреннего законодательства об ипотеке морских судов.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6266.
Национальное законодательство во многих зарубежных странах содержит детально разработанные правовые положения об ипотеке морских судов. В их числе кодифицированные иностранные законодательные акты в области морского права, например морские кодексы скандинавских стран 1994 г. Так, Норвежский морской кодекс в § 113, 119 содержит специальные нормы, регулирующие возможность ипотеки части морского судна, в случае, если такое судно находится в общей собственности, и удовлетворения требований, вытекающих из обязательств, обеспеченных ипотекой соответствующей части морского судна.
4. Регистрация речных судов в Российской Федерации предусмотрена нормами КВВТ и соответствующими Правилами государственной регистрации судов, утвержденными Приказом Минтранса России от 26.09.2001 N 144 <*>. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами государственная регистрация речных судов осуществляется в зависимости от типа судна государственными речными судоходными инспекциями бассейнов, капитанами речных портов, расположенных в устьях рек (для судов смешанного (река-море) плавания), либо капитанами морских торговых портов, а также специальными органами, уполномоченными Правительством РФ. Регистрация речных судов осуществляется в Государственном судовом реестре РФ или судовой книге, за исключением иностранных судов, которые регистрируются в реестре арендованных иностранных судов, по заявлению правообладателя с приложением необходимых документов.
--------------------------------
<*> БНА. 2001. N 49.
5. В соответствии со ст. 17 Закона РФ от 20.08.93 N 5663-1 "О космической деятельности" <*> космические объекты в Российской Федерации подлежат обязательной государственной регистрации и маркировке, удостоверяющей их принадлежность Российской Федерации.
--------------------------------
<*> РГ. 1993. N 186.