Признание в Российской Федерации физического лица безвестно отсутствующим и объявление физического лица умершим подчиняются российскому праву.
Комментарий к статье 1200 Гражданского Кодекса РФ
1. Институт признания физического лица безвестно отсутствующим и объявления физического лица умершим присущ далеко не всем государствам. Так, законодательство Франции не допускает возможности объявления лица умершим, что можно исторически объяснить экспансионистской политикой, которая проводилась Францией на протяжении веков, и поэтому, когда бы ни вернулись французские граждане, осваивавшие чужие территории, у них должна быть уверенность, что за ними сохранены все гражданские права, и прежде всего право собственности. Право Великобритании и США также не знает института признания лица безвестно отсутствующим. Поэтому в этих странах возможны лишь в рамках судебного производства по конкретному делу признание безвестного отсутствия или установление презумпции смерти, имеющие значение только для рассматриваемого дела, но не для иных отношений.
Кодекс Бустаманте, принятый на VI Панамериканской конференции в 1928 г. и являющийся наиболее удачной кодификацией коллизионных норм, также не упоминает о признании лица умершим или безвестно отсутствующим, однако содержит иную категорию - "презумпция переживания одним лицом другого или одновременной смерти лиц" и устанавливает, что презумпция переживания одним лицом другого или одновременной смерти лиц при отсутствии доказательств иного регулируется личным законом умерших в отношении их наследства (ст. 29).
2. В то же время в других государствах имеются специальные нормы, а в ряде случаев и отдельные законы, предусматривающие порядок признания безвестно отсутствующего лица умершим, например в Австрии, Германии, Италии, Китае. Однако в странах, где этот институт существует, основания признания лица безвестно отсутствующим или объявления умершим весьма различаются друг от друга. Так, по законодательству КНР гражданин может быть объявлен безвестно отсутствующим, если его место пребывания неизвестно в течение двух лет, и объявлен умершим при наличии одного из указанных обстоятельств: место пребывания гражданина неизвестно в течение четырех лет или место пребывания гражданина неизвестно вследствие непредвиденных обстоятельств, со времени которого прошло два года (ст. ст. 20, 23 Общих положений гражданского права КНР).
3. В мировой практике сложилось два основных подхода при определении права, подлежащего применению при признании лица безвестно отсутствующим и при объявлении лица умершим, если эти отношения осложнены иностранным элементом.
В большинстве государств (Германия, Австрия, Венгрия, Италия и др.) применяется личный закон лица, признаваемого безвестно отсутствующим или объявляемого умершим. Так, законодательство Германии устанавливает, что "объявление умершим, установление факта смерти и даты смерти, а также презумпция нахождения лица в живых и презумпция его смерти регулируются правом государства, гражданином которого являлся безвестно отсутствующий в то последнее время, когда, по имеющимся сведениям, он был еще жив. Если безвестно отсутствующий в этот момент являлся гражданином иностранного государства, он может быть объявлен умершим согласно германскому праву, при условии что для этого имеется юридически обоснованный интерес" (ст. 9 Вводного закона к ГГУ).
Второй подход, предусматривающий применение права страны суда (lex fori), присущ Швейцарии, Лихтенштейну, Литве и другим государствам. Именно он получил закрепление в российском частном праве, содержащем одностороннюю коллизионную норму: признание в Российской Федерации физического лица безвестно отсутствующим и объявление физического лица умершим подчиняется российскому праву. Это означает, что дела такой категории относятся к юрисдикции российских судов. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим относятся к делам, рассматриваемым судом в порядке особого производства. Подсудность таких дел является исключительной; они рассматриваются в судах по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица (ст. 276 ГПК). При рассмотрении таких дел обязательно участие прокурора.
4. Минская конвенция 1993 г. по-иному решает вопрос о применяемом праве при признании физического лица безвестно отсутствующим или объявлении умершим.
Статья 25 указанной Конвенции гласит:
"1. По делам о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении умершим и по делам об установлении факта смерти компетентны учреждения юстиции Договаривающейся Стороны, гражданином которой лицо было в то время, когда оно по последним данным было в живых, а в отношении других лиц - учреждения юстиции по последнему месту жительства лица.
2. Учреждения юстиции каждой из Договаривающихся Сторон могут признать гражданина другой Договаривающейся Стороны и иное лицо, проживающее на ее территории, безвестно отсутствующим или умершим, а также установить факт его смерти по ходатайству проживающих на ее территории заинтересованных лиц, права и интересы которых основаны на законодательстве этой Договаривающейся Стороны.
3. При рассмотрении дел о признании безвестно отсутствующим или объявлении умершим и дел об установлении факта смерти учреждения юстиции Договаривающихся Сторон применяют законодательство своего государства".
В отличие от Минской конвенции 1993 г. коммент. ст. не содержит положений о применяемом праве при установлении факта смерти, относящегося также к делам особого производства. В юридической литературе предлагается к данной категории дел применять коммент. ст. в порядке аналогии закона.
Другой комментарий к статье 1200 ГК РФ
1. Коллизионная норма комментируемой статьи аналогична ранее действовавшей норме Основ гражданского законодательства (п. 6 ст. 160) как по кругу регулируемых вопросов, так и по содержанию самого регулирования. Она охватывает случаи, когда возникает необходимость в официальном признании лица отсутствующим (ст. 42 ГК) или объявлении лица умершим (ст. 45 ГК). Такая необходимость появляется в результате длительного отсутствия физического лица и каких-либо сведений о нем, что создает правовую неопределенность и, соответственно, правовые проблемы для членов его семьи и третьих лиц, имеющих те или иные правоотношения с данным лицом.
2. Если дело о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении его умершим осложнено иностранным элементом, то прежде чем вынести решение по существу, суд должен решить коллизионную проблему, определив, законодательство какого государства подлежит применению в данном деле. Коллизионная проблема обусловлена неодинаковым подходом национального законодательства разных стран к выбору применимого права в делах о признании лица безвестно отсутствующим или умершим.
Существует два принципиально разных подхода к решению указанной коллизионной проблемы. Первый из них исходит из применения права страны суда (lex fori). Он закреплен в праве стран СНГ, воспринявших в качестве основы своего гражданского законодательства Модельный ГК для стран СНГ, а также в праве ряда других стран (в частности, Латвии, Литвы, Лихтенштейна, Монголии, Швейцарии). Второй - из применения личного закона лица, признаваемого безвестно отсутствующим или умершим, в то время, когда оно по последним данным было в живых (Австрия, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Италия, Польша, Югославия и др.). При этом, в зависимости от определения личного закона физического лица в национальном законодательстве, это может быть либо право страны гражданства (lex patriae), либо право страны постоянного места жительства такого лица (lex domicilii), либо право страны, в которой лицо имело обычное место пребывания (чаще всего при отсутствии постоянного места жительства).
3. Комментируемая статья, как и ранее Основы гражданского законодательства, исходит из применения права страны суда. При этом ГК формулирует рассматриваемую коллизионную норму как одностороннюю, т.е. предусматривающую, на основе какого права должен решаться вопрос о признании лица безвестно отсутствующим или умершим в Российской Федерации. Этим комментируемая статья отличается от ст. 1206 Модельного ГК для стран СНГ и законодательства воспринявших ее стран, содержащих более широкую, двустороннюю норму о применении к данной категории дел права страны суда вне зависимости от того, в какой стране лицо признается безвестно отсутствующим или объявляется умершим.
4. Применение права страны суда делает принципиально важным вопрос о юрисдикции российских судов по делам о признании иностранного лица безвестно отсутствующим или объявлении его умершим. ГПК РСФСР не содержал специальных норм о международной подсудности данной категории дел, осложненных иностранным элементом. Тем самым подлежала применению общая норма о подсудности таких дел (ст. 252), предусматривавшая, что заявление о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении его умершим должно подаваться в суд по месту жительства заявителя. Этим обусловливалось требование, чтобы заявитель имел место жительства в России, но не определялись условия, при которых российский суд вправе решать вопрос о признании иностранного лица безвестно отсутствующим или объявлении его умершим. На практике суды рассматривали заявления о признании безвестно отсутствующим или объявлении умершим иностранного физического лица при наличии оправданного и основанного на российском законодательстве интереса заявителя.
ГПК предусматривает специальные положения относительно подсудности разных категорий дел особого производства, к числу которых относятся заявления о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении его умершим (ст. 403). Российские суды компетентны рассматривать такие заявления при наличии одновременно следующих условий: лицо, в отношении которого подается заявление о признании безвестно отсутствующим или объявлении умершим, является российским гражданином либо имело последнее место жительства в России и при этом от разрешения данного вопроса зависит установление прав и обязанностей граждан и организаций, имеющих соответственно место жительства или место нахождения в Российской Федерации. Определенная ГПК подсудность российским судам дел особого производства является исключительной.
5. Положения относительно дел о признании физического лица безвестно отсутствующим или умершим содержатся в Минской конвенции 1993 г. и в двусторонних договорах о правовой помощи с рядом стран СНГ и Восточной Европы, со странами Балтии, а также Монголией, Вьетнамом и КНДР. При этом в международных договорах регулируются вопросы и о применимом праве, и о подсудности. Минская конвенция 1993 г. и упомянутые двусторонние договоры (за исключением договоров с Румынией и Югославией) исходят из одинаковых основных положений. По делам о признании лица безвестно отсутствующим или умершим, а также по делам об установлении факта смерти лица компетентны учреждения юстиции договаривающейся стороны, гражданином которой данное лицо было в то время, когда по последним данным оно было в живых. Однако учреждения одной договаривающейся стороны (или сторон Минской конвенции 1993 г.) могут признать гражданина другой договаривающейся стороны безвестно отсутствующим или умершим, а также признать факт его смерти по ходатайству лиц, проживающих на ее территории, если их права и интересы основаны на законодательстве этой договаривающейся стороны. При этом в любом случае орган юстиции, рассматривающий дело, применяет свое национальное законодательство, т.е. используется формула прикрепления к праву страны суда. Минская конвенция 1993 г. в дополнение к указанным положениям предусматривает также в отношении иных лиц (каковыми, в частности, являются лица без гражданства) юрисдикцию учреждений юстиции по последнему месту жительства лица. Договор с Румынией в качестве основной нормы устанавливает юрисдикцию органов юстиции по последнему месту жительства лица, признаваемого безвестно отсутствующим или умершим, независимо от наличия или отсутствия у такого лица гражданства, предусматривая при этом применение права страны суда. Договор с Югославией аналогичен большинству упомянутых выше договоров в отношении определения подсудности, но допускает альтернативное применение права страны гражданства лица или права страны суда.
6. Следует отметить, что в отличие от международных соглашений российское законодательство не регулирует вопросы применимого права и подсудности в отношении дел об установлении факта смерти иностранного лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, также относящихся к делам особого производства. В таких случаях, в отличие от объявления лица умершим, речь идет об установлении на основе представленных доказательств действительного, а не презюмируемого факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах. Представляется, что норма комментируемой статьи в порядке аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК) может быть применена и к данной категории дел.