(Утратила силу с 1 сентября 2014 года - Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ)
Комментарий к статье 110 Гражданского Кодекса РФ
1. Кооператив управляется системой органов: общее собрание (в сельскохозяйственных кооперативах, в которых более 300 членов, может проводиться собрание уполномоченных), наблюдательный совет, исполнительные органы. Общее собрание как высший орган вправе рассматривать и принимать решение по любому вопросу образования и деятельности кооператива. Общее собрание правомочно, если на нем присутствует более 50% общего числа членов кооператива. Кворум на собрании в сельскохозяйственном производственном кооперативе, если иное не установлено его уставом, должен составлять не менее 25% от общего числа членов кооператива, имеющих право голоса, но не менее 5 членов, если общее число членов не достигает 20. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на собрании членов кооператива.
Помимо ГК Законом о производственных кооперативах и Законом о сельскохозяйственной кооперации названы вопросы, для решения которых требуется квалифицированное большинство или единогласие. Уставом кооператива может быть расширен как перечень вопросов, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания, так и перечень тех, решения по которым должны приниматься квалифицированным большинством голосов.
2. Наблюдательный совет может быть создан в кооперативах с числом членов более 50. Общее собрание принимает решение о численном составе совета и сроках его полномочий, избирает его членов.
Наблюдательный совет, помимо общего контроля за деятельностью исполнительных органов кооператива, решает и другие вопросы, отнесенные Законом или уставом к его исключительной компетенции (ст. 30 Закона о сельскохозяйственной кооперации).
3. Кооператив может иметь и единоличный исполнительный орган председателя, и систему исполнительных органов - правление и председателя. В производственном кооперативе правление избирается, если его численность более 10 членов, в сельскохозяйственном кооперативе - с численностью более 25. Общее собрание избирает из числа членов кооператива и председателя кооператива, который становится одновременно председателем правления.
Исполнительные органы кооператива осуществляют текущее руководство его деятельностью. Закон о производственных кооперативах и Закон о сельскохозяйственной кооперации разграничивают компетенцию правления и председателя. Правление руководит деятельностью кооператива между созывами общего собрания. Однако оно не может решать вопросы, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания и наблюдательного совета.
Полномочия председателя кооператива устанавливаются Законом о производственных кооперативах, Законом о сельскохозяйственной кооперации и уставом кооператива. В частности, председатель распоряжается имуществом кооператива, заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках и других кредитных учреждениях, осуществляет прием и увольнение наемных работников, издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения членами кооператива и наемными работниками. В пределах своих полномочий он действует как законный представитель кооператива, т.е. без доверенности. Все остальные члены кооператива, а также члены наблюдательного совета и правления вправе действовать от имени кооператива только на основании доверенности.
Законом о сельскохозяйственной кооперации допускается создание еще одного исполнительного органа - исполнительного директора. В соответствии с уставом кооператива ему может быть передан ряд полномочий председателя и правления кооператива. С исполнительным директором на основании решения общего собрания заключается трудовой договор (п. 8 ст. 26).
4. Для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью кооператива в производственном кооперативе общим собранием должен быть избран либо ревизор (в кооперативах с численностью членов менее 20), либо ревизионная комиссия в составе не менее 3 человек. Для проверки финансово-хозяйственной деятельности кооператива могут быть привлечены внешние аудиторы. Такая же проверка должна быть проведена, если по этому поводу есть решение наблюдательного совета или требование не менее 10% членов кооператива. В последнем случае аудиторская проверка производится за счет лиц, которые ее потребовали.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов осуществляется аудиторскими союзами, в состав которых входят указанные кооперативы. Участие в одном из аудиторских союзов (по выбору кооператива) обязательно. В противном случае кооператив подлежит ликвидации.
5. К перечню вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания п. 3 комментируемой статьи, Закон о производственных кооперативах добавил и другие: определение основных направлений деятельности кооператива; распределение прибыли и убытков; создание и ликвидация филиалов и представительств кооператива и утверждение положений о них; решение вопросов об участии кооперативов в хозяйственных товариществах и обществах, а также о вступлении кооператива в союзы (ассоциации). Но и этот перечень не является исчерпывающим - уставом кооператива он может быть дополнен.
Закон о сельскохозяйственной кооперации (ст. 20) также содержит перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания, который расширяет перечень, содержащийся в п. 3 комментируемой статьи.
В Законе о производственных кооперативах и в Законе о сельскохозяйственной кооперации, а также в уставах кооперативов определяются полномочия исполнительных органов: правления и председателя.
Исключительная компетенция общего собрания и наблюдательного совета предполагает, что соответствующие вопросы не могут быть переданы на решение исполнительных органов. Вместе с тем вопросы, отнесенные к компетенции последних, вправе решать общее собрание и наблюдательный совет.
6. Каждый член кооператива при решении вопросов на общем собрании имеет только один голос, независимо от размера своего пая.
Другой комментарий к статье 110 ГК РФ
1. В комментируемой статье определены органы управления, обязательные для каждого кооператива, а также те органы управления, образование которых возможно при определенных условиях.
К первым относятся высшие и исполнительные органы управления кооперативом, ко вторым - наблюдательный совет, который может быть создан при числе членов более 50. Слова "может быть" означают, что формирование наблюдательного совета - это право, а не обязанность кооператива. Даже при численности членов свыше 50 общее собрание вправе не принимать решения о создании наблюдательного совета.
2. Управление в кооперативе осуществляется на основе утвердившихся в мировой практике кооперативного движения демократических принципов. Общее собрание состоит из всех членов кооператива, является его высшим органом управления. Член кооператива независимо от размера его паевого взноса, занимаемой должности, профессии, пола, национальности и социального положения обладает одним голосом при принятии решений. В работе общего собрания должны принимать участие как члены кооператива - физические лица, так и юридические лица через своего представителя.
3. Пунктом 3 комментируемой статьи определен круг вопросов, решение которых отнесено к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива. Перечисленные вопросы подлежат обязательному включению в устав каждого кооператива. Вместе с тем Законом о производственных кооперативах и их уставами к исключительной компетенции общего собрания может быть отнесено решение иных вопросов организации и деятельности кооператива, в частности о создании филиалов и представительств, утверждение положений о них; о вхождении в союзы и ассоциации и выходе из них; определение размера паевых взносов; утверждение внутренних нормативных актов.
Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива, не могут быть переданы на решение исполнительных органов кооператива. В комментируемой статье прямо не говорится о невозможности передачи данных вопросов на решение наблюдательного совета. Однако слова "исключительная компетенция общего собрания членов кооператива" означают, что вопросы, перечисленные в п. 3 комментируемой статьи, не могут решаться никаким иным органом кооператива, в том числе и наблюдательным советом, кроме предусмотренного подп. 2 данного пункта (об образовании и прекращении полномочий исполнительных органов кооператива).
4. ГК не отнес наблюдательный совет к исполнительным органам кооператива. Задача наблюдательного совета, формируемого только из членов кооператива, - осуществлять контроль за его деятельностью. Установлено также, что член наблюдательного совета не может быть одновременно членом правления либо председателем кооператива, а также являться членом аналогичного кооператива (п. 2 ст. 111 ГК). Соответственно, член правления кооператива либо его председатель не могут быть членами наблюдательного совета.
Вопросы, решение которых составляет исключительную компетенцию наблюдательного совета, непосредственно в ГК не определены. Содержится лишь указание, что данные вопросы не могут быть переданы на решение исполнительных органов кооператива. Вопросы, решаемые исключительно наблюдательным советом, установлены законами о производственных кооперативах и уставом кооператива (п. 2 комментируемой статьи).
5. Исполнительными органами производственного кооператива являются его правление и (или) председатель. Случаи, когда исполнительным органом кооператива может быть только председатель, определены Законом о производственных кооперативах (при числе членов не более 10). Председатель кооператива одновременно является председателем правления кооператива (по должности). Согласно ГК исполнительные органы осуществляют руководство текущей деятельностью кооператива. Вопросы, решение которых составляет компетенцию исполнительных органов, порядок принятия ими решений определяют Закон о производственных кооперативах и устав кооператива. Данными правовыми актами согласно п. 4 ст. 107 ГК определяются также иные вопросы организации и деятельности исполнительных органов: порядок образования исполнительных органов (решением непосредственно общего собрания или наблюдательного совета), численность правления, разграничение компетенции между правлением и председателем и др.
6. Пунктом 1 комментируемой статьи установлено, что исполнительные органы кооператива подотчетны как общему собранию членов кооператива, так и наблюдательному совету. Данная норма не дает ответа на вопрос о тождестве или различии в вопросах, по которым исполнительные органы подотчетны общему собранию и наблюдательному совету. Ответ на данный вопрос целесообразно дать в уставе кооператива.
7. В ГК не упоминается ревизионная комиссия как орган, контролирующий финансово-хозяйственную деятельность кооператива. Это не означает, что такой орган не может быть в кооперативе. Закон о производственных кооперативах и их уставы содержат сведения о порядке проведения ревизии и иной проверки финансового состояния кооператива. Согласно Закону о производственных кооперативах для проверки финансово-хозяйственной деятельности и подтверждения финансовой отчетности исполнительные органы кооператива могут привлекать внешних аудиторов из числа лиц, обладающих правом на осуществление такой деятельности. Проверка финансово-хозяйственной деятельности аудиторами осуществляется также по решению наблюдательного совета кооператива или по требованию не менее чем 10% членов кооператива. В последнем случае услуги аудитора оплачиваются членами кооператива, потребовавшими проведения такой проверки.