(Утратила силу с 1 сентября 2014 года - Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ)
Комментарий к статье 91 Гражданского Кодекса РФ
1. Статья предусматривает два варианта организационной структуры ООО: двухзвенную, включающую общее собрание участников и единоличный исполнительный орган (в качестве которого выступает генеральный директор, президент и т.п.), и трехзвенную, в которую входит также коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.). Кроме того, Закон об ООО допускает возможность образования в обществе совета директоров (наблюдательного совета).
2. Высшим органом ООО является общее собрание его участников. В п. 3 комментируемой статьи и п. 2 ст. 33 Закона об ООО перечислены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции общего собрания, которые не могут быть переданы на решение исполнительного органа общества. К ним относятся:
определение основных направлений деятельности общества, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
изменение устава общества, в т.ч. изменение размера уставного капитала общества;
внесение изменений в учредительный договор;
образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю, утверждение такого управляющего и условий договора с ним;
избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) общества;
утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;
принятие решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества;
утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества);
принятие решения о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг;
принятие решения о реорганизации или ликвидации общества;
назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;
решение иных вопросов, предусмотренных Законом об ООО.
Вопросы созыва и проведения общего собрания участников ООО регулируются ст. 34 - 38 Закона об ООО.
3. Если уставом ООО предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета), то к его компетенции согласно п. 2 ст. 32 Закона об ООО могут быть отнесены следующие вопросы:
образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий;
решение вопросов о совершении крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность;
решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества; решение иных вопросов, предусмотренных Законом об ООО.
На практике нередко возникает вопрос о том, может ли членом совета директоров (наблюдательного совета) ОOO быть юридическое лицо. Систематическое толкование норм Закона об ООО позволяет сделать вывод о том, что такая возможность не исключена. Если в ст. 40 и 41 прямо предусмотрено, что единоличным исполнительным органом и членом коллегиального исполнительного органа ООО может быть только физическое лицо, то в отношении членов совета директоров (наблюдательного совета) Закон такого указания не содержит (в отличие от Закона об акционерных обществах, в котором такое указание имеется). В случае, когда юридическое лицо избрано в состав совета директоров (наблюдательного совета), целесообразно, чтобы на весь срок своих полномочий оно назначило для участия в работе совета постоянного представителя.
4. Коллегиальный исполнительный орган ООО осуществляет совместно с единоличным исполнительным органом руководство текущей деятельностью общества и подотчетен общему собранию участников и совету директоров (наблюдательному совету). Круг его полномочий определяется уставом общества.
5. Единоличный исполнительный орган общества согласно ст. 40 Закона об ООО без доверенности действует от имени общества, в т.ч. представляет его интересы и совершает сделки, выдает доверенности на право представительства, в т.ч. доверенности с правом передоверия, издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания, осуществляет иные полномочия, не отнесенные Законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа общества. Порядок деятельности единоличного исполнительного органа ООО и принятия им решений определяется уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.
Статья 42 Закона об ООО допускает передачу полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему (индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации). Договор с управляющим подписывается от имени ООО лицом, председательствовавшим на общем собрании, утвердившем условия договора с управляющим, или участником ООО, уполномоченным решением общего собрания.
6. В соответствии с п. 6 ст. 32 Закона об ООО в обществе может быть образована ревизионная комиссия, причем в обществах, насчитывающих более 15 участников, ее образование обязательно.
7. Согласно п. 5 комментируемой статьи ООО не обязано публиковать сведения о результатах своей деятельности, за исключением случаев, предусмотренных Законом об ООО. Статья 49 Закона предусматривает, что в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общество обязано ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы, а также раскрывать иную информацию о своей деятельности, предусмотренную федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами.
8. Вопросы аудита раскрываются в ст. 48 Закона об ООО, которая, в частности, предусматривает, что привлечение аудитора для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества обязательно в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Вопросам обязательного аудита посвящена ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (СЗ РФ, 2001, N 33 (ч. I), ст. 3422).
Другой комментарий к статье 91 ГК РФ
1. В отличие от хозяйственного товарищества, дела которого ведутся непосредственно его участниками, в ООО управление осуществляется его органами. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает двухзвенную структуру органов общества: высший орган - общее собрание участников и исполнительный орган. В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона об ООО уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Общее собрание участников общества объединяет физических и юридических лиц, владеющих долями в уставном капитале общества. Посредством общего собрания участников последние реализуют свои основные права, вытекающие из статуса участника, прежде всего право участвовать в управлении делами общества и право принимать участие в распределении прибыли общества (см. ст. 67 ГК). Для осуществления руководства текущей деятельностью общества общее собрание участников создает исполнительный орган общества, подотчетный собранию участников <1>.
--------------------------------
<1> В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона об ООО уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Исполнительный орган общества является постоянно действующим органом управления обществом, подотчетным общему собранию участников. Содержание руководства текущей деятельностью общества охватывает юридические и фактические действия, совершаемые исполнительным органом во внутренней и внешней сфере деятельности общества. В задачи исполнительного органа входит: материальное и организационное обеспечение деятельности общего собрания участников, реализация принятых им решений; организация производственной деятельности общества, включая управление рабочей силой, организацию ведения бухгалтерского учета, хранение правоустанавливающих и иных документов общества; совершение от имени общества действий, направленных на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей общества.
Исполнительный орган общества может быть единоличным и (или) коллегиальным. В единоличном органе функции по руководству текущей деятельностью общества осуществляются одним лицом - директором или генеральным директором. Коллегиальность предполагает наличие в составе исполнительного органа, именуемого правлением или дирекцией, двух или более лиц, а следовательно, и специальный порядок принятия решений таким органом.
Пункт 1 ст. 91 ГК допускает отсутствие в обществе единоличного исполнительного органа при наличии коллегиального исполнительного органа. В отличие от этого ст. 41 Закона об ООО такая возможность исключается. ООО должно иметь единоличный коллегиальный орган; наличие коллегиального исполнительного органа в обществе возможно, но не обязательно. При этом функции председателя коллегиального исполнительного органа общества выполняет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, за исключением случая, если полномочия единоличного исполнительного органа общества переданы управляющему.
Единоличным органом управления обществом может быть избрано лицо, не являющееся участником общества. Как следует из ст. 41 Закона об ООО, данное положение распространяется и на членов коллегиального исполнительного органа.
2. Компетенция органов управления обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с ГК Законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества.
3. Пункт 3 комментируемой статьи императивно определяет круг важнейших вопросов организации и деятельности общества, решения по которым вправе принимать исключительно общее собрание участников. К ним относятся: изменение устава общества, изменение размера его уставного капитала; образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества и распределение его прибылей и убытков; решение о реорганизации или ликвидации общества; избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества.
Приведенный перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания участников, дополняется ст. 33 Закона об ООО.
Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания участников общества, не могут быть переданы им на решение исполнительного органа общества.
Кроме того, ст. 33 Закона об ООО предусматривает, что вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания участников общества, не могут быть переданы им на решение совета директоров (наблюдательного совета) общества, за исключением случаев, предусмотренных этим Законом, а также на решение исполнительных органов общества. Следовательно, компетенция исполнительного органа определяется методом изъятия из нее вопросов, решение которых составляет исключительную компетенцию общего собрания участников.
4. Пункт 4 статьи содержит положения, касающиеся ежегодной проверки финансовой отчетности общества независимым профессиональным аудитором, не связанным имущественными интересами с обществом или его участниками.
Такой аудит проводится по желанию общества. Аудиторская проверка годовой финансовой отчетности общества может быть также проведена по требованию любого из его участников.
Привлечение аудитора для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества обязательно в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. от 30.12.2004) <1> и иными федеральными законами.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3422; N 51. Ст. 4829; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 45.
В частности, бухгалтерская (финансовая) отчетность обществ с ограниченной ответственностью подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке при осуществлении ими банковской (см. ст. 42 Закона о банках), страховой (см. ст. 29 Закона об организации страхового дела) и некоторых других видов деятельности; а также если объем выручки общества от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за 1 год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством РФ МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством РФ МРОТ.
Порядок проведения аудиторских проверок деятельности общества с ограниченной ответственностью определяется Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и уставом общества.
5. Обязательная публичная отчетность состоит в публикации для всеобщего сведения годового отчета общества, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков и характерна для ОАО (см. ст. 97 ГК).
По общему правилу п. 5 комментируемой статьи опубликование ООО сведений о результатах ведения его дел (публичная отчетность) не требуется.
Исключения предусматриваются Законом об ООО и другими федеральными законами. В частности, в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общество обязано ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы, а также раскрывать иную информацию о своей деятельности, предусмотренную федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами (см. п. 2 ст. 49 Закона об ООО).
О целях публичной отчетности и других вопросах, связанных с публичной отчетностью, см. п. 2.4 коммент. к ст. 97.