1. Если платеж и (или) акцепт не были получены, исполняющий банк обязан немедленно известить банк-эмитент о причинах неплатежа или отказа от акцепта.Банк-эмитент обязан немедленно информировать об этом клиента, запросив у него указания относительно дальнейших действий.
2. При неполучении указаний о дальнейших действиях в срок, установленный банковскими правилами, а при его отсутствии в разумный срок исполняющий банк вправе возвратить документы банку-эмитенту.
Комментарий к статье 876 Гражданского Кодекса РФ
1. Пункт 1 обязывает исполняющий банк, если платеж и/или акцепт им не были получены, уведомить банк-эмитент с указанием конкретных причин.
При расчетах платежными требованиями и платежными требованиями-поручениями в качестве извещения можно использовать один из экземпляров этих расчетных документов с отметкой исполняющего банка о факте и причинах отказа от акцепта. Исполняющий банк должен направить такое извещение:
а) при расчетах платежными требованиями - если в трехдневный срок получит заявление плательщика об отказе от акцепта платежного требования;
б) при расчетах платежными требованиями-поручениями - если не получит от плательщика в этот же срок платежное требование-поручение, оформленное печатью и подписями уполномоченных лиц.
Ответственность за необоснованный отказ несут плательщики, а не их банки. Споров по существу банки не рассматривают. Исполняющий банк обязан лишь проверить, правильно ли оформлено заявление об отказе от акцепта платежного требования, в том числе наличие в нем основания для отказа и ссылки на пункт договора между плательщиком и получателем средств, которым это основание установлено.
Банк-эмитент обязан немедленно информировать клиента о неполучении платежа и/или акцепта и о причинах этого и запросить от него указания относительно дальнейших действий.
2. При неполучении таких указаний в срок, установленный банковскими правилами, а при его отсутствии - в разумный срок, исполняющий банк вправе возвратить документы банку-эмитенту.
Действующими банковскими правилами такой срок не установлен, поэтому речь может идти только о разумном сроке.
Дальнейшие указания клиента могут касаться, например, совершения протеста переводного или простого векселя в неплатеже или неакцепте. Следует помнить, что по общему правилу банк, действующий на основании препоручительного (инкассового) индоссамента, не обязан совершать протест векселя, если эта обязанность прямо не предусмотрена инкассовым поручением. Поэтому, учитывая, что законодательство устанавливает довольно краткие сроки для совершения протеста векселя в неплатеже, такие указания следует давать банку одновременно с передачей векселя на инкассо.
Другой комментарий к статье 876 ГК РФ
1. Исполняющий банк обязан информировать банк-эмитент о проведении операций по инкассированию. Извещения должны быть направлены в банк-эмитент о следующих операциях: если платеж не был получен и если акцепт не был получен. Извещение должно содержать указание причин неплатежа или отказа от акцепта.
Согласно п. 8.9 Положения ЦБ РФ N 2-П исполняющий банк должен уведомить банк-эмитент о помещении расчетных документов в картотеку по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок". Форма извещения о постановке в картотеку установлена в приложении к Положению ЦБ РФ N 2-П. При этом на оборотной стороне первого экземпляра расчетного документа делается отметка о дате направления извещения, проставляются штамп банка и подпись ответственного исполнителя.
Коммент. ст. предусматривает, что извещение должно быть немедленным, т.е. направлено в тот же день, когда был получен отказ. Согласно п. 8.9 Положения ЦБ РФ N 2-П извещение о постановке в картотеку направляется банку-эмитенту не позже рабочего дня, следующего за днем помещения расчетного документа в картотеку.
2. Банк-эмитент обязан полученные извещения доводить до сведения клиента. При этом он должен запросить указания относительно дальнейших действий и следовать полученным указаниям клиента.
Банк-эмитент может не делать запрос о дальнейших действиях только в том случае, если был получен полный отказ от акцепта платежа. В этом случае он без запроса возвращает документы клиенту с пометкой о причинах неисполнения не позже рабочего дня, следующего за днем отказа от акцепта (п. 10.8 Положения ЦБ РФ N 2-П).
Если получатель средств не получает ни платежа, ни соответствующего извещения, банк-эмитент по его просьбе может направить запрос о причинах неоплаты расчетного документа в срок.
3. Если исполняющий банк не получает указаний о дальнейших действиях при неплатеже или отказе от акцепта в срок, установленный банковскими правилами, или в разумный срок, он может возвратить документы банку-эмитенту. Возврат документов является правом, а не обязанностью банка. Поэтому если расчетные документы не были оплачены в связи с отсутствием средств на счете, они, как правило, не возвращаются, а хранятся в картотеке до поступления на счет плательщика необходимой суммы (п. 8.9 Положения ЦБ РФ N 2-П). Клиент имеет право в любое время отозвать инкассовые документы, не возвращенные банком.