1. По договору государственного займа заемщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а займодавцем - гражданин или юридическое лицо.
2. Государственные займы являются добровольными.
3. Договор государственного займа заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.
4. Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.
5. Правила о договоре государственного займа соответственно применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием.
Комментарий к статье 817 Гражданского Кодекса РФ
Государственный заем характеризуется спецификой субъектов договора. В качестве заемщика выступают Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (согласно указанию пункта 5 настоящей статьи), а заимодавцем - гражданин или юридическое лицо.
В пункте 2 обращено внимание на то, что государственный заем всегда добровольный. То есть государство не может принудить граждан и юридических лиц покупать выпущенные им ценные бумаги.
Договор государственного займа считается заключенным с момента приобретения лицом государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг. Указанные бумаги удостоверяют право держателя на получение от заемщика денег или иного имущества и процентов за пользование денежными средствами заимодавца. Конкретные условия, в том числе и сроки, зависят от условий выпуска ценных бумаг.
Условия государственного займа не могут быть изменены.
Другой комментарий к статье 817 ГК РФ
1. Заемщиками по государственным (муниципальным) займам выступает Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Требования заимодавцев должны удовлетворяться за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не за счет, например, бюджета на какой-то финансовый год (абз. 1 п. 1 ст. 126, абз. 2 п. 4 ст. 214 ГК).
2. Государственные (муниципальные) займы существуют, как правило, в форме облигационных займов. Государство эмитирует государственные (муниципальные) облигации, которые приобретаются физическими и юридическими лицами (например, облигации выигрышного займа или целевые расчетные чеки). По своей сути облигациями являются и иные государственные ценные бумаги (например, казначейские векселя).
Государственные займы часто опосредуются выпуском так называемых бездокументарных ценных бумаг (например, облигаций федеральных займов и государственных краткосрочных облигаций). Такие облигации не являются ценными бумагами (см. коммент. к ст. 149 ГК).
Особенности эмиссии и погашения государственных облигаций установлены Законом о государственных ценных бумагах.
3. Принуждение к заключению договора государственного (муниципального) займа не допускается. Соответствующие облигации приобретаются гражданами и юридическими лицами добровольно (п. 4 ст. 75 Конституции РФ, п. 2 коммент. ст.).
4. Суды исходят из того, что п. 4 коммент. ст. исключает возможность одностороннего изменения условий займа со стороны заемщика, но не исключает изменения этих условий по соглашению сторон (см. решение ВС от 28 августа 2001 г. N ГКПИ01-1159 и Постановление Президиума ВАС от 15 марта 2002 г. N 2379/01).
Не является односторонним изменением условий выпущенных займов пересчет номинальной стоимости облигаций в связи с изменением нарицательной стоимости денежных знаков и цен (изменение масштаба цен).