За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
Комментарий к статье 803 Гражданского Кодекса РФ
1. По общему правилу ответственность экспедитора перед клиентом определяется правилами гл. 25 ГК и состоит в обязанности возместить причиненные убытки (ст. 393 ГК). Однако размер возмещаемых убытков может быть ограничен как законодательством, так и договором (см. ч. 2 ст. 803 ГК).
2. Согласно ч. 2 ст. 803 ГК, если нарушение обязательства экспедитора вызвано действиями перевозчика, ответственность экспедитора подчинена правилам об ответственности самого перевозчика. Это может вести к ограничению ответственности экспедитора, например, при просрочке доставки груза перевозчиком, когда последний уплачивает только неустойку, но не возмещает убытки.
Кроме того, некоторые экспедиторы оговаривают в своих договорах предел своей ответственности, обычно исчисляемый применительно к весу перевозимого груза.
3. Акты законодательства, названные в п. 7 коммент. к ст. 801 ГК, предусматривают уплату сторонами неустойки (пени, штрафа) при нарушении некоторых их обязательств. Условие об уплате неустойки может быть согласовано самими сторонами в заключаемом договоре.
Другой комментарий к статье 803 ГК РФ
1. Ответственность сторон по договору транспортной экспедиции наступает по правилам ГК, Закона о транспортно-экспедиционной деятельности и в соответствии с условиями заключенного договора. Согласно ст. 11 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности в договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным законом или международным договором Российской Федерации размером ответственности. В то же время соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных законом, является ничтожным.
2. Коммент. ст. устанавливает особенности ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору транспортной экспедиции. Такие особенности выражены в закреплении двух механизмов данной ответственности. Во-первых, экспедитор отвечает по общим правилам гл. 25 ГК об ответственности за нарушения обязательств. Поскольку экспедитором выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, то эта ответственность, как правило, наступает независимо от вины (ст. 401 ГК), а по размеру - является полной. Во-вторых, возможна ответственность экспедитора по правилам об ответственности перевозчика. При этом по сравнению с предыдущим случаем экспедитор ставится в более выгодное положение, так как, в частности, по размеру ответственность перевозчика может быть ограниченной (см. ст. 796 ГК и коммент. к ней). Для того чтобы экспедитор получил возможность отвечать на указанных более льготных условиях, он должен исполнить обязанность по доказыванию определенного обстоятельства - доказать, что нарушение его обязательства перед клиентом вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки.
3. Специфика правовых последствий нарушения договора транспортной экспедиции, в том числе ответственности сторон, указана и в иных статьях гл. 41 ГК, а также гл. 3 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности. Так, в ст. 805 ГК предусмотрена особенность ответственности экспедитора при возложении им исполнения своих обязанностей на других лиц, в ст. 804 ГК указано на возможность привлечения клиента к ответственности в форме возмещения убытков, в ст. 804, 806 ГК сформулированы иные правовые последствия нарушения договора транспортной экспедиции - соответственно право экспедитора задержать исполнение и право сторон на односторонний отказ от исполнения договора.
4. Положения ГК об ответственности за нарушение договора транспортной экспедиции развиваются и детализируются специальными нормами, предусмотренными гл. 3 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности. Как следует из ст. 6 указанного Закона, общим основанием ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение клиентом и экспедитором их обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и Законом о транспортно-экспедиционной деятельности. Для экспедитора специальным основанием ответственности может выступать нарушение обязательства, вызванное ненадлежащим исполнением перевозчиком договора перевозки.
Основными формами ответственности сторон за нарушение договора транспортной экспедиции выступают возмещение убытков (полное или частичное), взыскание неустойки, возврат вознаграждения экспедитором (ст. 6 - 8 и др. Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).
Как и в случае с перевозкой, применение ответственности в отношениях по транспортной экспедиции может быть связано с претензионными процедурами. Претензионный порядок урегулирования споров для отношений по транспортной экспедиции предусмотрен ст. 12 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, в соответствии с которой до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление к нему претензии, за исключением предъявления иска клиентом, являющимся гражданином-потребителем. Также по смыслу указанной нормы не применяется обязательная претензионная процедура в ситуации, когда заявляются требования самим экспедитором в адрес клиента. Однако тут может быть применена добровольная претензионная процедура. Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет не только сам клиент, но и уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.
Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, установлен сокращенный срок исковой давности, который составляет один год (ст. 13 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).