Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 настоящего Кодекса, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.
Комментарий к статье 800 Гражданского Кодекса РФ
1. Статья сохраняет норму гражданского права РФ, согласно которой ответственность перевозчика за жизнь и здоровье пассажира независимо от заключения им договора перевозки носит характер внедоговорной (деликтной) ответственности вследствие причинения вреда и наступает по правилам гл. 59 ГК.
2. Такое решение означает установление более строгой ответственности перевозчика, ибо согласно ст. 1079 ГК использование транспортных средств рассматривается как деятельность с повышенной опасностью для окружающих и ответственность причинителя вреда наступает независимо от его вины (см. коммент. к этой статье).
3. Повышенная ответственность перевозчика может быть предусмотрена законом или договором перевозки. В настоящее время такое регулирование установлено ст. 96 ВК, согласно которой перевозчик несет ответственность за вред, причиненный смертью или повреждением здоровья пассажира при воздушной перевозке, если не докажет, что вред возник вследствие умысла самого потерпевшего.
Повышенная ответственность за вред, причиненный здоровью пассажира радиационным воздействием транспортных средств, использующих ядерные реакторы, вытекает из ст. ст. 3, 53 и др. статей Закона об атомной энергии. Такая ответственность наступает без вины и исключается вследствие непреодолимой силы, военных действий, вооруженных конфликтов и умысла потерпевшего (ст. 54 Закона). Однако предел такой ответственности может быть ограничен (ст. 55 Закона).
4. При международных перевозках ответственность перевозчика перед пассажиром определяется условиями соответствующих международных соглашений (транспортных конвенций), обязательных для РФ, и может быть ими ограничена определенным максимальным пределом.
Другой комментарий к статье 800 ГК РФ
1. Наряду с ответственностью за причинение вреда имуществу перевозчик отвечает за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. В данном случае согласно отсылочному правилу ст. 800 ГК ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, наступает по правилам гл. 59 ГК об обязательствах вследствие причинения вреда. Однако законом или договором перевозки может быть предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. Аналогичное правило о повышенной ответственности, но более общего характера, касающееся любых договорных обязательств, установлено в ст. 1084 ГК. Вместе с тем строго формально в последнем случае речь идет о более высоком размере ответственности, тогда как категория "повышенная ответственность" по ст. 800 ГК может касаться повышения не только размера ответственности, но и расширения ее оснований.
2. Ответственность перевозчика, как правило, наступает по положениям ст. 1079 ГК об ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, в частности, перевозчик отвечает независимо от вины. Определение размера вреда, подлежащего возмещению, а также лиц, имеющих право на получение возмещения, производится по правилам § 2 гл. 59 ГК (возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина).
Не исключена возможность наступления ответственности перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира по общим правилам деликтной ответственности (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. А.П. Сергеева. Ю.К. Толстого, М., 2003. С. 518 (автор - Ф.М. Полянский)), т.е. по ст. 1064 ГК при наличии вины перевозчика. Такой подход представляется в определенной степени оправданным, в частности для отдельных ситуаций, связанных с воздушной перевозкой пассажира, которая согласно ст. 117 ВК включает в себя период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром. Как видно, в период, юридически считающийся воздушной перевозкой, вред жизни и здоровью пассажира при нахождении его на земле может быть причинен и такими обстоятельствами, которые могут и не быть связанными с источниками повышенной опасности.
3. В целях защиты прав пассажиров и иных лиц, состоящих с пассажирами в определенных семейно-правовых отношениях (родители, дети и др.), транспортное законодательство может устанавливать размеры возмещаемого вреда и в твердых суммах. Например, согласно п. 1.1 ст. 117 ВК перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни пассажира воздушного судна, гражданам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством, при отсутствии таких граждан - родителям, супругу, детям умершего пассажира воздушного судна, а в случае смерти пассажира воздушного судна, не имевшего самостоятельного дохода, - гражданам, у которых он находился на иждивении, в сумме два миллиона рублей. Указанная компенсация распределяется между гражданами, имеющими право на ее получение, пропорционально количеству таких граждан.
Для обеспечения реализации обязанности перевозчиков возмещать вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров, в том числе выплачивать подобные компенсации, возмещать иной вред в законодательстве обычно предусматривается использование такого инструмента, как обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ст. 133 ВК и др.).