Транспортными уставами и кодексами могут быть установлены иные, помимо предусмотренных настоящим параграфом, особенности аренды отдельных видов транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.
Комментарий к статье 641 Гражданского Кодекса РФ
Положения Гражданского кодекса, регулирующие отношения, возникающие по поводу аренды транспортного средства с экипажем, носят общий характер. Специальные нормы аренды в отношении определенных транспортных средств могут быть установлены другими кодексами или транспортными уставами. Речь идет о таких кодексах, как Воздушный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации и др. Необходимо иметь в виду, что специальные нормы, закрепленные в других кодексах и уставах, имеют приоритет перед ГК РФ.
Другой комментарий к статье 641 ГК РФ
1. Правовое регулирование договора аренды транспортного средства с экипажем имеет определенную специфику. В коммент. ст. установлено, что транспортными уставами и кодексами могут быть установлены иные, помимо предусмотренных § 3 гл. 34 ГК, особенности аренды отдельных видов транспортных средств.
Так, нормы о договоре аренды транспортного средства содержатся в ст. 60 - 65 КВВТ и ст. 198 - 224 КТМ. Остальные транспортные уставы и кодексы данных положений не содержат. В частности, вопреки ожиданиям цивилистов, молчит на этот счет УАТ от 8 ноября 2007 г. (СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5555). Спорным остается вопрос о том, имеет ли ст. 104 ВК в виду аренду транспортных средств, говоря о воздушном чартере. Однако, учитывая то, что никаких иных норм о воздушном чартере ВК не содержит, данный вопрос лишен практического смысла: договор аренды воздушного судна целиком подчинен ГК. Аналогичный вывод следует сделать в отношении встречающихся в ст. 94 и 99 УЖТ упоминаний об аренде вагонов.
2. Слова "иные" и "помимо" в коммент. ст. означают, что правила транспортных уставов и кодексов применяются наряду с правилами § 3 гл. 34 ГК, т.е. не могут содержать изменяющие ГК нормы и не имеют перед ним приоритета. В остальном коллизионные вопросы решаются в общем порядке, рассмотренном в коммент. к ст. 625 ГК.
Таким образом, например, договор небытового проката речного самоходного судна должен регулироваться в следующей последовательности:
1) нормами ГК о договоре проката (нормы о договорах проката и лизинга (отдельных видах договора аренды) применяются в приоритетном порядке как более специальные по сравнению с нормами о договоре аренды транспортного средства (договоре аренды отдельного вида имущества));
2) нормами ГК об аренде транспортных средств и нормами КВВТ об аренде судов при условии их непротиворечия соответствующим нормам ГК;
3) общими положениями ГК об аренде;
4) общими положениями ГК о договорах;
5) общими положениями ГК об обязательствах;
6) общими положениями ГК.
Каждый последующий уровень правового регулирования действует субсидиарно, т.е. лишь постольку, поскольку соответствующая норма не находится на предыдущем уровне. Понимание этого алгоритма важно, например, при решении вопросов о распределении обязанностей по проведению ремонтов или допустимости совершения распорядительных действий в отношении арендованного транспортного средства.