1. Если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.
2. Если ассортимент в договоре купли-продажи не определен и в договоре не установлен порядок его определения, но из существа обязательства вытекает, что товары должны быть переданы покупателю в ассортименте, продавец вправе передать покупателю товары в ассортименте исходя из потребностей покупателя, которые были известны продавцу на момент заключения договора, или отказаться от исполнения договора.
Комментарий к статье 467 Гражданского Кодекса РФ
1. Под ассортиментом товаров как условием договора понимается перечень товаров определенного наименования, различаемых по отдельным признакам с указанием количества подлежащих поставке товаров каждого признака. В комментируемой статье дан примерный перечень позиций ассортимента товаров, которые определяются в договоре.
Ассортимент товаров устанавливается в договоре в соответствии с заказом (офертой) покупателя и отражает прежде всего его потребности.
2. Ассортимент товаров может быть предусмотрен на весь срок действия договора либо стороны могут согласовать ассортимент на один из периодов и установить порядок его согласования на последующие периоды. В договоре также может быть предусмотрен порядок изменения (уточнения) ассортимента, если он согласован на длительный срок.
3. В определении развернутого ассортимента товаров заинтересован покупатель, так как условие договора об ассортименте прежде всего отражает потребности покупателя.
Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает права продавца в случае, когда в договоре стороны не определили ассортимент товаров, хотя из наименования товаров вытекает, что передаче подлежат товары в ассортименте. Продавец в таком случае вправе либо самостоятельно определить ассортимент, исходя из известных ему потребностей покупателя, либо отказаться от исполнения договора. Из этой нормы следует, что необходимую осмотрительность должен проявлять покупатель и направлять заказ (оферту) с указанием ассортимента.
Другой комментарий к статье 467 ГК РФ
1. Договор купли-продажи может предусматривать обязанность продавца передать товар в надлежащем ассортименте. Ассортимент - это внутреннее соотношение между элементами, образующими предмет договора, по различным признакам: видам, моделям, размерам, цветам и т.п. (п. 1 коммент. ст.).
Условие о продаже товаров в определенном ассортименте может быть прямо предусмотрено договором либо вытекать из существа обязательства. Так, большая партия одежды или обуви, приобретаемая предприятием розничной торговли, очевидно, должна быть передана покупателю в определенном ассортименте.
2. Договор купли-продажи может непосредственно предусматривать ассортимент подлежащих передаче товаров или устанавливать порядок его определения (например, на основании заявок покупателя - см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 ноября 2006 г. N Ф04-7801/2006(28656-А45-4)).
Вместе с тем по смыслу п. 2 коммент. ст. условие об ассортименте не является существенным условием договора купли-продажи. Если ассортимент не определен договором и не определим исходя из его условий, но из существа обязательства вытекает необходимость передачи товаров в ассортименте, продавец по своему усмотрению вправе: а) передать товары в ассортименте исходя из известных ему потребностей покупателя либо б) отказаться от договора.
Данное правило не совсем удачно, поскольку непосредственно в момент заключения договора продавец наделяется правом отказа от него в силу дефектов самого договора, а не допущенных покупателем нарушений (подробнее см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 21 (автор комментария - И.В. Елисеев)). Кроме того, такой подход сомнителен еще и потому, что исходя из буквального толкования п. 2 коммент. ст. продавец вправе отказаться от договора независимо от наличия у него информации об ассортиментных потребностях покупателя (см. Постановление ФАС Центрального округа от 11 марта 2002 г. N А54-697/01-С10-С6).