Статья 447. Заключение договора на торгах

1. Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

2. В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.).

3. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

4. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

5. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом.

6. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются также к торгам, проводимым в целях заключения договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг или приобретение имущественных прав, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений.

К организованным торгам правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, не применяются, если иное не установлено законом.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июня 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 42-ФЗ.

Комментарий к статье 447 Гражданского Кодекса РФ

1. Положения комментируемой, как и двух последующих, статьи посвящены особенностям заключения договоров на торгах. Эти положения применяются в тех случаях, когда правила торгов не установлены специальными актами. Торги используются для организации заключения договоров в таких сферах, как приватизация, инвестиционные конкурсы, государственные закупки и подряды, предоставление земельных участков и нежилых помещений в аренду, продажа экспортных квот и др.

Использование торгов возможно при заключении любых договоров, направленных на продажу имущества (недвижимости, ценных бумаг, активов предприятий), а также прав (например, права на заключение договора и др.), исключая лишь договоры, совершение которых на торгах несовместимо с их сущностью. В частности, торги непригодны для заключения договора дарения, издательского договора, договора о совместной деятельности.

Общие положения о такой форме торгов, как конкурс, содержащиеся в комментируемой и двух последующих статьях, действуют также для художественных, творческих, профессиональных конкурсов, поскольку последние предполагают присуждение наград в денежной и натуральной формах. Это вытекает из предписаний гл. 57 ГК и из норм специальных подзаконных актов (см., например, разд. III приложения 2 к Приказу Минфина России от 14.08.92 N 71 "Об утверждении классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации").

Цель торгов состоит в выявлении их победителя, т.е. лица, предлагающего наилучшие для продавца (заказчика торгов) условия договора. Заключение договора с победителем торгов составляет обязанность продавца (заказчика торгов), неисполнение которой влечет за собой гражданско-правовую ответственность. В частности, победитель торгов вправе требовать понуждения уклоняющегося лица к заключению договора либо возмещения убытков, вызванных таким уклонением.

Нормы, предусматривающие процедуру торгов, содержатся в различных актах. В числе законодательных актов это: Закон о приватизации, Закон об исполнительном производстве, Федеральный закон от 27.12.95 N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (СЗ РФ, 1996, N 1, ст. 6).

Ряд важных положений о торгах содержится в указах Президента РФ: Положение о порядке продажи государственных предприятий-должников, утв. Указом Президента РФ от 02.06.94 N 1114 (СЗ РФ, 1994, N 6, ст. 592); Правила проведения аукционов на право заключения договоров кредита, залога находящихся в федеральной собственности акций и комиссии, утв. Указом Президента РФ от 31.08.95 N 889 (СЗ РФ, 1995, N 36, ст. 3527).

Отношения, возникающие в связи с конкурсным размещением заказов на закупку продукции для государственных нужд за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов субъектов Федерации, регулируются Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утв. Указом Президента РФ от 08.04.97 N 305 (СЗ РФ, 1997, N 15, ст. 1756). Данное Положение регулирует названные отношения постольку, поскольку они не урегулированы ГК и другими федеральными законами о поставке продукции для государственных нужд.

Имеется ряд актов Правительства РФ: Постановление СМ РФ от 08.06.93 N 531 "Об упорядочении в Российской Федерации строительства объектов, осуществляемого за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов" (СА РФ, 1993, N 24, ст. 2236); Основные положения о залоге недвижимого имущества - ипотеке, утв. распоряжением СМ РФ от 22.12.93 N 96-рз (РГ, 1994, 6 января); Положение о продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.95 N 469 (СЗ РФ, 1995, N 22, ст. 2059); Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством Российской Федерации количественных ограничений, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.10.96 N 1299 (СЗ РФ, 1996, N 46, ст. 5249); Правила проведения конкурсов на право заключения договоров доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ угольной промышленности (угольных компаний), утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.96 N 1485 (СЗ РФ, 1996, N 52, ст. 5919); Порядок поэтапной продажи находящихся на балансе федеральных органов власти автомобилей иностранного производства, а также приобретения легковых автомобилей отечественного производства для обслуживания указанных органов, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.04.97 N 476 (СЗ РФ, 1997, N 17, ст. 2015); Порядок проведения торгов (конкурсов) на размещение государственного оборонного заказа на поставку продовольственных товаров для военных и приравненных к ним спецпотребителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.05.97 N 628 (СЗ РФ, 1997, N 22, ст. 2598).

Положения о торгах и порядке их проведения содержатся в ряде актов, изданных федеральными ведомствами. В их числе: Примерное положение об инвестиционных конкурсах (инвестиционных торгах) по продаже объектов приватизации, находящихся в государственной и муниципальной собственности, утв. распоряжением ГКИ РФ от 13.11.92 N 770-р (ЭЖ, 1992, N 48, с. 20); Положение о подрядных торгах в Российской Федерации, утв. распоряжением ГКИ РФ и Минстроя РФ от 13.04.93 N 660-р/18-7 (БНА РФ, 1993, N 8); Временное положение об уполномоченных Госкомимуществом России банках и о порядке приема заявок и денежных средств при проведении межрегиональных и всероссийских специализированных аукционов по продаже акций акционерных обществ открытого типа, созданных путем преобразования государственных (муниципальных) предприятий, утв. распоряжением ГКИ РФ от 15.06.95 N 821-р ("Экспресс-закон", 1995, N 31, ст. 541).

Среди иных ведомств, издающих акты по вопросам торгов, следует назвать акты: а) МВЭС РФ: Положение о проведении предварительного квалификационного отбора претендентов для участия в федеральных торгах на поставку продукции и товаров для государственных нужд, утв. Приказом МВЭС РФ от 23.02.93 (РВ, 1993, 18 марта, N 52); б) ГТК РФ: Инструкция об условиях организации и порядке проведения таможенных аукционов, утв. Приказом ГТК РФ от 28.12.92 N 648 "О порядке реализации имущества, конфискованного и обращенного в собственность государства по решению таможенных органов", с изм. от 07.05.97).

2. Лицо, заинтересованное в использовании торгов для выбора своего будущего контрагента, вправе самостоятельно организовать торги либо поручить их организацию иному лицу, специализирующемуся на их проведении. В качестве организатора торгов выступают специализированные организации. Так, Положение о подрядных торгах в Российской Федерации называет в качестве таковых Межведомственную комиссию по подрядным торгам, инженерно-консультационную и иные организации. Когда проведение торгов возлагается на специализированную организацию, собственник имущества именуется обычно заказчиком торгов. Специализированная организация получает полномочия на проведение торгов в силу договора с собственником имущества. В отдельных случаях эти полномочия могут быть получены в связи с исполнительным производством. Так, торги недвижимым имуществом организуются и проводятся специализированными организациями по заявке судебного пристава-исполнителя с указанием минимальной начальной цены имущества, выставляемого на торги (п. 2 ст. 62 Закона об исполнительном производстве).

3. Обязательное применение торгов предусмотрено, в частности, ст. 350 ГК для реализации заложенного имущества. Положения ст. 399 - 405 ГПК РСФСР предусматривают публичные торги при реализации принадлежащего должнику жилого строения, на которое обращается взыскание. В ходе приватизации государственного или муниципального имущества посредством продажи предприятия как имущественные комплексы могут быть проданы исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями. Равным образом на таком же конкурсе должна производиться продажа акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, составляющих более 50% его уставного капитала (п. 1 ст. 20 Закона о приватизации).

Обязательное применение аукциона как формы проведения торгов предусмотрено и в ряде других правовых актов, в частности в п. 21 Положения о продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий; абз. 7 п. 9 Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников - в отношении исключенных из состава имущественного комплекса предприятия-должника объектов, не завершенных строительством.

Обязательное применение торгов предусмотрено также п. 16 Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утв. Указом Президента РФ от 14.02.96 N 199 (СЗ РФ, 1996, N 8, ст. 741). Открытые торги в обязательном порядке проводятся для выбора генерального подрядчика по реализации на территории Российской Федерации инвестиционных проектов, осуществляемых за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов (п. 1 Постановления СМ РФ от 08.06.93 N 531 "Об упорядочении в Российской Федерации строительства объектов, осуществляемого за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов").

4. Формами торгов являются аукцион и конкурс, между которыми имеются определенные различия. Аукцион предназначен по общему правилу для выявления покупателя, способного предложить наивысшую цену. Конкурс нацелен на выбор лиц, наиболее способных к оптимальному решению задачи, поставленной собственником имущества. Аукцион выступает способом привлечь предложения о заключении договора (оферты). Конкурс представляет собой разновидность публичного обещания награды, а объявление конкурса по своей природе - односторонняя сделка.

Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" от 21.07.1997 N 123-ФЗ в числе способов приватизации разграничивает коммерческие конкурсы и аукционы в том отношении, что лишь для участников конкурсов предусматривает обязательное выполнение их победителями определенных инвестиционных и (или) социальных условий (ст. 21), для победителей аукционов выполнение каких-либо условий в отношении объектов приватизации не предусматривается (ст. 22). Если продаются акции созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, то их продажа может осуществляться на специализированном аукционе, каковым законодатель считает разновидность открытых торгов, на которых победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене (п. 3 ст. 22 Закона N 123-ФЗ).

Общим признаком обеих форм проведения торгов выступает состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор и стремящихся выдвинуть наиболее выгодные предложения, отвечающие условиям торгов.

Состязание участвующих в аукционе покупателей может проводиться по различным правилам. Обычно конкурентный спор между ними, направленный на выявление победителя, ведется в активной форме в порядке выдвижения оферт, превышающих предыдущую предложенную цену выставляемого на торги имущества, начиная от начальной стоимости, назначенной собственником или специализированной организацией. В этом случае лицом, выигравшим аукцион, становится последний оферент, предложивший наивысшую цену. Другой способ заключения сделок на аукционе основан на пассивной конкуренции покупателей - вместо повышения начальной цены участниками аукциона применяется ее постепенное снижение аукционистом от уровня, превышающего в 2 - 3 раза среднюю рыночную цену, до уровня ее первого акцепта одним из участников, который, однако, не может быть ниже назначенного продавцом до начала аукциона. Здесь выигравшим аукцион становится первый оферент (например, Порядок поэтапной продажи находящихся на балансе федеральных органов власти автомобилей иностранного производства, а также приобретения легковых автомобилей отечественного производства для обслуживания указанных органов).

Форма аукциона может использоваться для приобретения права на заключение договора, в частности, аренды нежилых помещений в жилых домах, а также зданий и сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации, в государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также в муниципальной собственности (п. 4.5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утв. Указом Президента РФ от 22.07.94 N 1535 - СЗ РФ, 1994, N 13, ст. 1478).

Конкурс используется для выбора поставщиков, исполнителей или специалистов из числа лиц, удовлетворяющих определенным квалификационным требованиям. В числе таких требований порядок проведения конкурса предусматривает по общему правилу наличие у его участников необходимых возможностей (финансовых средств, оборудования, трудовых ресурсов, профессиональных навыков, необходимого опыта, положительной деловой репутации и др.). Если конкурс направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей, то он признается публичным (см. п. 2 ст. 1057 ГК).

В некоторых нормативных актах о торгах встречается понятие "тендер", которое является синонимом понятия "подрядные торги" (см. п. 1 Постановления СМ РФ от 08.06.93 N 531 "Об упорядочении в Российской Федерации строительства объектов, осуществляемого за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов").

5. При наличии лишь одного участника конкурс не проводится. Законодательство признает заключенную подобным образом сделку несостоявшейся (п. 5 ст. 447 ГК). Судебная практика также констатирует фактическое отсутствие торгов при совершении сделки, подлежащей заключению посредством инвестиционных торгов, если в торгах не принимали участие другие, помимо ответчика, покупатели (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 24.03.94 - Бюллетень ВС РФ, 1994, N 6, с. 2).

6. Публичные торги служат способом реализации имущества должника, на которое обращено взыскание по решению суда. Согласно ст. 399 ГПК РСФСР должник в течение одного месяца со дня наложения ареста на жилое строение может самостоятельно, но под контролем судебного исполнителя произвести продажу строения по цене не ниже указанной в акте об аресте. Положения ГПК применяются и в арбитражном производстве при решении вопроса о порядке обращения взыскания на имущество должника (ст. 207 АПК).

Если подготовка торгов возложена на судебного пристава-исполнителя, то он направляет заявку на проведение торгов в специализированную организацию, управомоченную на совершение операций с недвижимостью. К заявке должны быть приложены: копия исполнительного документа, копия акта ареста имущества, документы, характеризующие объект недвижимости, копии документов, подтверждающих право пользования земельным участком или право собственности на него (п. 3 ст. 62 Закона об исполнительном производстве). Специализированная организация обязана провести такие торги в пределах двухмесячного срока со дня получения ею заявки судебного пристава-исполнителя (п. 1 ст. 63 Закона об исполнительном производстве).

Другой комментарий к статье 447 ГК РФ

1. Правила ГК о заключении договора в результате торгов и порядке организации и проведения последних являются новеллами.

Правовые нормы о торгах широко представлены в специальном, в том числе приватизационном, законодательстве.

К нему относятся: Закон о приватизации; Положение об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций ОАО на специализированном аукционе и Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 N 585 (в ред. от 04.10.2005) <1> и др.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 33. Ст. 3229; N 46. Ст. 4589; 2005. N 41. Ст. 4145.

Отношения, регулируемые комментируемыми нормами, не ограничиваются сферой приватизации.

Большое значение имеют также нормы Лесного кодекса, Законов о разделе продукции, конкурсах, о поставках, о банкротстве, о недрах; Приказа Рослесхоза от 14.04.2005 N 97 "Об утверждении Порядка проведения лесных аукционов" <1> и др.

--------------------------------
<1> БНА. 2005. N 24.

2. В п. 1 комментируемой статьи указывается, что гражданско-правовой договор может быть заключен в результате проведения торгов. На них могут быть выставлены такие виды объектов гражданских прав, как вещи, включая деньги и ценные бумаги, а также имущественные права.

В комментируемой статье делается оговорка, что выбор для заключения договора такого способа, как торги, ограничен содержательным условием: если он не вступает в противоречие с существом договорного обязательства. Однако ГК не раскрывает данной позиции, оставляя возможность для ее произвольного толкования.

Контрагентом названного договора становится лицо, выигравшее торги. Так, право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса. Именно с ним заключается договор купли-продажи государственного или муниципального имущества.

В то же время существует ряд исключений из этого правила. При проведении конкурса при равенстве двух и более предложений о цене государственного или муниципального имущества победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок.

В качестве вещи может выступать любой движимый или недвижимый материальный объект, если иное не оговорено в законе. Так, например, по Закону о разделе продукции - это минеральное сырье, поиск, разведка и добыча которого может осуществляться на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ. Закон о приватизации предусматривает продажу на аукционе имущественных комплексов федеральных унитарных предприятий (ст. 13).

Исключения из названного правила должны быть оговорены в законе. Например, из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное Законом о банкротстве имущество (ст. 131). Имущественное право может быть предметом торгов. В соответствии со ст. 43 ЛК участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование на срок до 1 года по результатам лесного аукциона. Посредством аукционов реализуются на внутреннем рынке из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ необработанные природные алмазы специальных размеров массой 10,8 карата и более в соответствии с Приказом Минфина России от 05.06.2001 N 42н <1>. Предметом такого аукциона является право на заключение договора купли-продажи алмазов специальных размеров.

--------------------------------
<1> БНА. 2001. N 30.

3. Комментируемая статья называет две основные формы, в которых осуществляются торги, - это аукцион или конкурс. При аукционной форме торгов имущество или право на имущество передается физическому или юридическому лицу, предложившему наивысшую цену. Это лицо признается выигравшим торги на аукционе.

По смыслу Закона о конкурсах, конкурс - это способ выявления поставщика (исполнителя) товаров (работ, услуг) для государственных нужд, обеспечивающего лучшие условия исполнения государственного контракта.

В Законе о приватизации (ст. 13) в числе способов приватизации названы: продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций ОАО на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе.

На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнять какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество (ст. 18).

Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции ОАО по единой цене за одну акцию (ст. 19).

На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации ОАО, которые составляют более чем 50% уставного капитала указанного общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия (ст. 20).

4. Пункт 2 комментируемой статьи определяет, что в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация, например государственный заказчик в лице федерального органа исполнительной власти, а также юридическое лицо, которому государственный заказчик на условиях договора передал часть своих функций по проведению конкурса (см. Федеральный закон "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд").

В соответствии с Положением о порядке проведения лесных аукционов, организатором лесного аукциона на уровне субъекта РФ является орган управления лесным хозяйством в соответствующем субъекте РФ, а на уровне района - лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством. Организатор лесного аукциона осуществляет всю организационную и техническую работу по проведению лесных аукционов.

На основании Постановления Правительства РФ от 26.03.2001 N 233 "Об утверждении Правил реализации на внутреннем рынке алмазов специальных размеров массой 10,8 карата и более" (в ред. от 08.05.2002) <1> организатором аукциона является Минфин России, который по согласованию с МАП России определяет порядок его проведения.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1365; 2002. N 20. Ст. 1859.

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает норму, действие которой распространяется на случаи, когда заключение договоров о продаже вещи или имущественного права осуществляется только путем проведения торгов: такие случаи должны быть прямо названы в ГК или ином законе.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23.06.1999 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (в ред. от 30.12.2001) <1> перечень финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, определяется путем проведения открытого конкурса.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3174; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2.

В ст. 110 Закона о банкротстве установлено, что продажа предприятия-должника осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, путем проведения открытых торгов в форме аукциона, если иное не установлено этим Законом.

5. Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает, что аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Это соответствует положению ст. 18 Закона о приватизации, устанавливающей, что аукцион по продаже государственного или муниципального имущества, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

В соответствии с Законом о разделе продукции, если объявленный конкурс или аукцион признан несостоявшимся в связи с участием в нем только одного инвестора, соглашение может быть заключено с данным инвестором, принявшим участие в этом конкурсе или в аукционе, на условиях конкурса или аукциона.

Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает, что правила организации торгов и порядок их проведения, предусмотренные ГК (ст. ст. 448 и 449), применяются и к публичным торгам, проводимым в порядке исполнения решения суда, например если речь идет о процедуре ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемой по решению арбитражного суда, а также во всех иных случаях, предусмотренных процессуальным законодательством. Названные положения ГК корреспондируют со ст. ст. 54 и 63 Закона об исполнительном производстве, которые устанавливают, что продажа недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения торгов специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью, в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Порядок проведения торгов определяется ГК.

Остались вопросы по ст 447 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 447 ГК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.