Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

7. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Комментарий к статье 3 Гражданского Кодекса РФ

1. Положения п. 1 статьи основаны на п. "о" ст. 71 Конституции, в соответствии с которым гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, и субъекты Федерации не вправе принимать законодательные акты, содержащие нормы гражданского права.

Однако по ранее действовавшему законодательству такие акты субъектами Российской Федерации издавались, и согласно п. 3 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 нормы гражданского права, содержащиеся в актах субъектов Российской Федерации, изданных до введения в действие Конституции, могут применяться судами при разрешении споров, если они не противоречат Конституции и ГК.

2. В силу п. "к" ст. 72 Конституции жилищное законодательство, а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, по названным вопросам до установления по ним федеральных норм, как разъяснил Конституционный Суд РФ (Конституционный Суд РФ. Постановления, определения 1997 - 1998. М., 2000. С. 161), возможно принятие субъектами Российской Федерации законодательных актов, содержащих нормы гражданско-правового характера, которые относятся к предмету названных законодательных сфер.

3. Положение п. 2 ст. 3, согласно которому гражданское законодательство состоит из ГК и иных федеральных законов, введено, чтобы облегчить формулирование последующих норм ГК. Такое определение не должно исключать использование термина "гражданское законодательство" в широком смысле как совокупность всех актов и норм гражданского права.

В таком широком смысле говорится о гражданском законодательстве в п. 1 ст. 3, а также во многих последующих статьях ГК (ст. 4, 6 - 8, 127 и др.). Исключение в этих случаях из состава гражданского законодательства актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти создавало бы очевидный вакуум в правовом регулировании, что недопустимо.

В некоторых статьях ГК при характеристике гражданского законодательства используются и другие термины: законодательство (п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 5) и нормативные акты (п. 3 ст. 125). Эти термины, как следует из содержания названных статей ГК, также имеют в виду все нормы гражданского права, установленные компетентными государственными органами.

4. Основные подлежащие изданию федеральные законы гражданского права названы в следующих статьях ГК (ст. 47, 51, 65, 87, 96, 107, 113, 116, 127, 131, 141, 143, 217, 291, 334, 358, 525, 768, 784, 788, 801, 968, 970, 1186). Этот перечень не является исчерпывающим, федеральные законы могут издаваться и по другим вопросам, требующим урегулирования на таком уровне.

5. ГК не устанавливает каких-либо особых юридико-технических требований для федеральных законов в области гражданского права. В своей структуре и форме они могут иметь некоторые различия, содержать или нет преамбулу, перечень основных используемых понятий и т.д.

Однако в абз. 2 п. 2 комментируемой статьи закрепляется и подчеркивается определяющее значение ГК в системе иных законов гражданского права, которые должны соответствовать нормам ГК как в своем содержании, так и в юридической терминологии. Такое соответствие обеспечивает единство и согласованность действующей в Российской Федерации системы гражданских законов, число которых значительно, и облегчает их практическое применение.

При оценке соответствия норм принимаемых законов нормам ГК следует проводить различие между случаями несоответствия таких норм положениям ГК и ситуациями, когда новый закон дополняет и конкретизирует нормы ГК. Это последнее во многих случаях является необходимым ввиду общего характера норм ГК и не должно рассматриваться как отступление от положений ГК.

6. В пп. 3 и 4 статьи проводится принцип иерархии в отношении указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Эти акты должны соответствовать ГК и иным законам гражданского права, а акты Правительства РФ - также указам Президента РФ. В силу п. 5 статьи при нарушении данного требования применяется ГК или соответствующий закон.

7. Имеющиеся в п. 4 статьи указания о принятии Правительством РФ постановлений, содержащих нормы гражданского права, подлежат толкованию расширительно. Согласно ч. 1 ст. 115 Конституции Правительство РФ наряду с постановлениями издает распоряжения, и некоторые из них также содержат нормы гражданско-правового характера, относящиеся обычно к отдельным сферам народного хозяйства (например, распоряжение Правительства РФ от 08.01.97 N 24-р - СЗ РФ, 1997, N 3, ст. 472).

8. Указание п. 6 статьи о том, что действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, определяются правилами гл. 1 ГК, надо считать неполным и неточным. Ввиду общего характера норм гл. 1 ГК ее действие должно быть отнесено ко всем вообще актам гражданского законодательства, а некоторые практически важные вопросы применения норм гражданского права предусмотрены не только в гл. 1, но и в других главах ГК, в частности в гл. 2.

9. В п. 7 статьи выражен принцип иерархии в отношении актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти: они должны соответствовать нормам ГК, законам, актам Президента РФ и Правительства РФ.

Согласно Указу Президента РФ от 09.03.2004 N 314 вновь созданные федеральные службы и агентства не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в своей сфере деятельности, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ (п. 4 "в", п. 5 "г"). Эта норма должна привести к существенному сокращению ведомственных нормативных актов.

Акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти могут иметь различную форму, установленную положениями об этих органах и отражающую сложившуюся практику. Обычно это приказы или инструкции, однако используются и другие формы, например указания и письма ЦБР.

10. О порядке вступления актов гражданского законодательства в силу см. коммент. к ст. 4.

11. О действии на территории Российской Федерации законодательства бывшего СССР см. ст. 4 Вводного закона и коммент. к ней.

12. О принципах и нормах международного права и международных договоров Российской Федерации как составной части гражданского законодательства Российской Федерации см. коммент. к ст. 7.

13. Практика применения судами Российской Федерации гражданского законодательства публикуется в журналах "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации" и "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".

Другой комментарий к статье 3 ГК РФ

1. В системе источников гражданского права положения комментируемой статьи имеют ключевое значение. Они определяют юридическую природу и иерархию нормативных актов, регулирующих отношения, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 2 ГК.

2. В п. 1 комментируемой статьи воспроизводится норма п. "о" ст. 71 Конституции, в соответствии с которой гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Вместе с тем Конституция не исключает нормотворческой деятельности субъектов РФ в сфере гражданского законодательства по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. К таковым относятся: 1) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. "в" ст. 72); 2) жилищное законодательство (п. "к" ст. 72). Так, в п. 1 ст. 4 Закона о недрах компетенция органов государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях включает принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о недрах.

Нормы гражданского права, принимаемые субъектами РФ, могут также содержаться в административном, трудовом, земельном, водном, лесном законодательстве, законодательстве об охране окружающей среды, отнесенном к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Важно, чтобы законы и иные правовые акты субъектов РФ, принимаемые по вопросам совместного ведения, находились в соответствии с федеральными законами (п. 2 ст. 76 Конституции). В случае их противоречия федеральным законам будет действовать федеральный закон.

Российская Федерация вправе также делегировать субъектам РФ по договору или в одностороннем порядке право на принятие законов и иных нормативных правовых актов по отдельным видам отношений, регулируемых гражданским законодательством РФ. Так, вряд ли целесообразно на федеральном уровне принимать законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся специфических местных услуг или товаров национального характера, оказываемых или производимых на территории отдельного национального округа.

3. В п. 2 комментируемой статьи содержится новое понятие гражданского законодательства. Если до принятия ГК термин "законодательство" использовался для суммированного обозначения законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, то в настоящее время ГК под гражданским законодательством понимает лишь сам ГК и принятые в соответствии с ним федеральные законы. Данное нововведение прямо вытекает из ст. 10 Конституции, закрепившей принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

В абз. 2 п. 2 в гражданское законодательство вводится еще одна важная новелла. Устанавливается верховенство ГК по отношению ко всем другим законам в части включаемых в них норм гражданского права. Положения абз. 2 п. 2 исходят из того, что система гражданского законодательства далеко не ограничивается нормами ГК. Нормы гражданского права в достаточно большом количестве содержатся в трудовом, семейном, административном, лесном, водном законодательстве, законодательстве о недрах и об охране окружающей среды, в многочисленных законах, имеющих комплексный характер. В системе гражданского законодательства ГК занимает положение координирующего центра. Поэтому все нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны ему соответствовать. В тех же случаях, когда указанные нормы не отвечают этому требованию, а их принятие диктуется интересами общества и государства, необходимо одновременно с принятием таких норм вносить соответствующие изменения в ГК.

4. В иерархии актов, содержащих нормы гражданского права, второе по значению место после федеральных законов занимают указы Президента РФ.

Они могут приниматься по всем вопросам гражданско-правового регулирования отношений, указанных в п. п. 1 и 2 ст. 2 ГК, при условии их непротиворечия ГК и иным федеральным законам.

В указах Президента РФ могут содержаться нормы гражданского права двух категорий.

Одна категория преследует цель конкретизации норм гражданского права Российской Федерации и иных действующих федеральных законов.

Вторая категория норм предназначена для регулирования отношений, по которым законы еще не приняты или в принятии которых вообще нет необходимости. При этом предполагается, что Конституция и ГК позволяют осуществлять правовое регулирование таких отношений указами Президента РФ. Это нормы оперативного характера, которые впоследствии могут быть инкорпорированы в заменяющие их федеральные законы, если таковые должны приниматься Федеральным Собранием РФ. Примерами таких норм являются нормы, содержащиеся в Указах Президента РФ от 22.07.1994 N 1535 "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года" (в ред. от 25.11.2003) <1>, от 04.11.1994 N 2063 "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" (в ред. от 29.11.2004) <2>, которые в последующие годы в своем большинстве были включены в федеральные законы.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1478; 1997. N 14. Ст. 1607; 1999. N 5. Ст. 651; 2003. N 13. Ст. 1229.
<2> СЗ РФ. 1994. N 28. Ст. 2972; 1996. N 13. Ст. 1312; 2000. N 31. Ст. 3552; 2002. N 3. Ст. 193.

5. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, занимают третье место в иерархии источников гражданского права. Их назначение в сфере нормотворчества состоит в обеспечении реализации законов и указов Президента РФ. Как указано в п. 4 комментируемой статьи, они принимаются на основании и во исполнение ГК и иных законов, указов Президента РФ. Так, в п. 4 ст. 426 ГК содержится норма, уполномочивающая Правительство РФ издавать правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

ГК не предусматривает возможности для Правительства РФ принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, выходящие за рамки их реализационно-обеспечительского назначения. В этом их отличие от норм, могущих содержаться в указах Президента РФ. И в этом же их позитивное значение, поскольку наряду с нормами ГК и других федеральных законов они предназначаются для длительного использования. Иными словами, гражданско-правовые нормы, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ, предполагаются нормами стабильного действия.

6. В п. 5 комментируемой статьи говорится о юридических последствиях, наступающих в случае противоречия указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ гражданскому законодательству. В этом случае в гражданских правоотношениях стороны, равным образом как и суды и иные правоохранительные органы, должны руководствоваться ГК или соответствующим законом. При этом указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, противоречащие законодательству, не принимаются во внимание.

Указанное противоречие может проявляться в двух возможных вариантах.

Первый вариант предполагает прямое нарушение ГК, предусматривающего в целом ряде статей возможность изменения содержащихся в нем правовых норм лишь на основании закона. Так, согласно п. 1 ст. 22 ГК ограничение в правоспособности и дееспособности граждан может быть произведено в случаях и в порядке, установленных только законом.

Второй вариант, касающийся противоречий указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ ГК и иным федеральным законам, может иметь не столь очевидный характер. Подобного рода ситуация встречается тогда, когда непосредственно ГК не оговаривается, каким нормативным актом должно вводиться то или иное правовое регулирование, например новое вещное право (ст. 216 ГК). В этом случае следует руководствоваться общими началами и смыслом гражданского законодательства.

7. К нормам гражданского права, содержащимся в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ (п. 6 комментируемой статьи), применяются общие правила гл. 1 ГК, касающиеся их действия во времени и применения в пространстве. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ применяются на всей территории РФ, если иное не оговорено соответствующим указом или постановлением, при условии, что они официально опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации, "Российской газете". Не подлежат опубликованию лишь указы Президента РФ и постановления Правительства РФ или их определенные пункты, содержащие сведения, являющиеся государственной тайной.

Согласно Указу Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от 28.06.2005) <1> акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования в названных выше изданиях, акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если при принятии указанных актов не установлен другой срок введения их в действие.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663; 1997. N 20. Ст. 2242; 1998. N 33. Ст. 3967; 2005. N 28. Ст. 2865.

В п. 6 ст. 3 ГК указы Президента РФ и постановления Правительства РФ объединены в одну группу подзаконных нормативных актов под названием "иные правовые акты". По своей юридической силе они следуют непосредственно вслед за гражданским законодательством.

8. Нормы гражданского права могут содержаться также в актах, издаваемых министерствами РФ и другими федеральными органами исполнительной власти (государственными комитетами, инспекциями, иными государственными органами). Это так называемые ведомственные нормативные акты, продолжающие сохранять устойчивые позиции в общей системе источников гражданского права и в связи с действием ГК.

Органы исполнительной власти могут принимать акты, содержащие нормы гражданского права, лишь в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, другими федеральными законами и иными правовыми актами (указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ).

В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (в ред. от 28.06.2005) <1> нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ, который должен издаваться начиная со второго полугодия 1996 г. не реже двух раз в месяц, а с 1998 г. - еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663; 1997. N 20. Ст. 2242; 1998. N 33. Ст. 3967; 2005. N 28. Ст. 2865.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Остались вопросы по ст 3 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 3 ГК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.