1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Комментарий к статье 295 Гражданского Кодекса РФ
1. Перечисленные в комментируемой статье права собственника являются одним из пределов осуществления права хозяйственного ведения. Сделки по отчуждению имущества, совершенные предприятием вопреки ограничениям, содержащимся в комментируемой статье, ничтожны (п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ N 8). Так, в ходе рассмотрения одного из дел выяснилось, что УП заключило мировое соглашение о передаче в погашение долга в собственность кредитора нескольких объектов недвижимости. Президиум ВАС РФ, отменяя определение арбитражного суда об утверждении мирового соглашения, указал, что УП в силу ст. 295 и 296 ГК не вправе распоряжаться недвижимостью без согласия собственника (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.03.2002 N 2276/01 - Вестник ВАС РФ, 2002, N 6, с. 72).
Вместе с тем и сам собственник, и управомоченный им орган не наделены правом изымать, передавать в аренду или иным образом распоряжаться имуществом государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления, направленные на изъятие такого имущества, должны признаваться недействительными (п. 40 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).
2. Более подробный перечень прав собственника на имущество, находящееся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, содержится в ст. 20 Закона об унитарных предприятиях. Будучи достаточно обширным, он не является исчерпывающим, о чем говорится непосредственно в Законе (подп. 17 п. 1 ст. 20).
Правомочия собственника, перечисленные в ст. 20 Закона, условно можно поделить на 4 группы:
а) правомочия в части создания и прекращения деятельности предприятия. К ним относятся:
принятие решений о создании (учреждении), реорганизации и ликвидации УП, назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационного баланса (ст. 8, 29 - 35 Закона);
утверждение устава и внесение в него изменений (ст. 9 Закона);
согласование участия УП в ассоциациях, объединениях коммерческих организаций, в коммерческих и иных некоммерческих юридических лицах (ст. 6 Закона);
согласование создания филиалов и представительств УП (ст. 5 Закона);
б) правомочия в отношении имущества УП:
определение цели, предмета и вида деятельности (п. 5 ст. 8 Закона);
формирование уставного фонда УП (ст. 13 Закона);
согласование распоряжения недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными правовыми актами и уставом предприятия, согласование совершения иных сделок, в т.ч. крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (ст. 18, 19, 22, 23 Закона);
контроль за использованием и сохранностью принадлежащего УП имущества (ст. 26 Закона);
получение прибыли от использования имущества УП (ст. 17 Закона; Постановление Правительства РФ от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" (СЗ РФ, 2002, N 15, ст. 1440); Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, утв. распоряжением Минимущества России от 11.12.2003 N 6945-р (БНА РФ, 2004, N 8);
обращение в суд с исками о признании недействительной оспоримой сделки с имуществом УП, а также о применении последствий ничтожной сделки с таким имуществом (п. 3 ст. 20 Закона);
обращение в суд с иском об истребовании имущества УП из чужого незаконного владения (п. 4 ст. 20 Закона);
в) правомочия в отношении руководства УП:
назначение на должность руководителя УП, заключение, изменение и прекращение с ним трудового договора (ст. 21 Закона). Содержание контракта, а также порядок его заключения определяются Постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 N 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий" (СЗ РФ, 2000, N 13, ст. 1373) и распоряжением Минимущества России от 11.12.2003 N 6946-р "Об утверждении Примерного трудового договора с руководителем федерального государственного унитарного предприятия" (БНА РФ, 2004, N 6);
согласование приема на работу главного бухгалтера, заключение, изменение и прекращение с ним трудового договора;
г) правомочия в отношении хозяйственной и финансовой деятельности УП:
определение порядка составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности УП (п. 3 ч. 1 ст. 20 Закона);
утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов УП, а также утверждение показателей экономической эффективности деятельности УП и контроль за их выполнением (ст. 20 Закона; Постановление Правительства РФ от 04.10.99 N 1116 "Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ" (СЗ РФ, 1999, N 42, ст. 5034); Постановление Правительства РФ от 11.01.2000 N 23 "О реестре показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности" (СЗ РФ, 2000, N 3, ст. 274);
принятие решений о проведении аудиторских проверок, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг (ст. 20 Закона; Постановление Правительства РФ от 03.02.2000 N 104 "Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ" (СЗ РФ, 2000, N 6, ст. 777); Постановление Правительства РФ от 12.06.2002 N 409 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита" (СЗ РФ, 2002, N 25, ст. 2447).
3. В соответствии с абз. 2 и 3 п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях от лица собственника государственного УП (Российской Федерации или его субъекта) призваны выступать органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Федерации в рамках компетенции, установленной актами, определяющими их статус.
От имени муниципального образования права собственника имущества осуществляют органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими их статус.
Применительно к Российской Федерации таким органом прежде всего является Правительство РФ (см. об этом п. 9 коммент. к ст. 214).
Правительство РФ вправе делегировать свои полномочия по управлению объектами федеральной собственности федеральным органам исполнительной власти. Своими Постановлениями от 30.12.2002 N 940 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" (СЗ РФ, 2003, N 1, ст. 133) и от 14.04.2003 N 217 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения" (СЗ РФ, 2003, N 16, ст. 1531) Правительство РФ большую часть полномочий представителя собственника передало бывшему Минимуществу России и федеральным органам исполнительной власти по принадлежности УП.
Важно, что в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации федеральных УП (за исключением реорганизации тех из них, которые имели дочерние унитарные предприятия) Правительство РФ оставило за собой.
Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 Минимущество России упразднено. Вместе с тем правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздненного Минимущества России переданы Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом.
В соответствии с подп. "б" п. 5 Постановления Правительства РФ от 08.04.2004 N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом" (СЗ РФ, 2004, N 15, ст. 1492) это Агентство в пределах и порядке, определенных федеральным законодательством, осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных УП, за исключением тех полномочий, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют иные федеральные агентства. Оно же осуществляет полномочия собственника при проведении процедуры банкротства федерального государственного УП (подп. "г" п. 5).
4. В п. 2 комментируемой статьи содержится перечень действий, которые УП, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения, не может совершить, не получив согласия на это собственника имущества. Важно, что речь идет о распоряжении именно недвижимостью предприятия. Так, передача федеральным УП в частные руки объекта незавершенного производства была признана незаконной, поскольку производилась без согласия на это Госкомимущества России (Вестник ВАС РФ, 1997, N 11, с. 73).
Согласно комментируемой статье остальным, т.е. движимым имуществом, предприятие распоряжается самостоятельно, если иное не предусмотрено законами или иными правовыми актами. В Законе об унитарных предприятиях предусмотрен перечень движимого имущества, а также сделок (вне зависимости от того, с каким имуществом эти сделки совершаются), на соответственно отчуждение и совершение которых необходимо согласие собственника. Его необходимо получать при:
совершении сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга;
осуществлении заимствований;
совершении крупных сделок, а также сделок, относительно которых у руководителя имеется заинтересованность;
заключении договора простого товарищества независимо от вида имущества, вносимого в качестве вклада в товарищество;
распоряжении вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также при распоряжении принадлежащими предприятию акциями.
Кроме того, согласие собственника необходимо на участие УП в коммерческих или некоммерческих организациях.
Согласно п. 4 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях устав конкретного государственного или муниципального предприятия может предусмотреть виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника.
Важно иметь в виду, что во всех тех случаях, когда для отчуждения имущества УП должно получить согласие собственника, государственное или муниципальное имущество подлежит обязательной оценке (ст. 8 Закона об оценочной деятельности).
5. Собственник УП на праве хозяйственного ведения по обязательствам предприятия не отвечает. Исключение составляет случай, когда собственник (уполномоченный им орган) давал УП обязательные указания или имел возможность определять его действия иным образом, что привело к признанию предприятия банкротом (п. 3 ст. 56 ГК). В этом случае на собственника может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам УП.
Другой комментарий к статье 295 ГК РФ
1. В комментируемой статье содержится исчерпывающий перечень прав собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. С юридической точки зрения, более правильным было бы говорить о правах собственника по отношению к предприятию как к субъекту права, за которым закреплено данное имущество, а не о правах к имуществу как таковому. Указанные права собственника устанавливают границы, в рамках которых предприятие может осуществлять право хозяйственного ведения в отношении закрепленного за ним имущества.
В п. 1 комментируемой статьи устанавливается перечень наиболее важных прав, осуществляемых собственником самостоятельно в инициативном порядке. В их число входят права, связанные с: 1) созданием предприятия, 2) определением предмета и целей его деятельности, 3) его реорганизацией и ликвидацией, 4) назначением директора (руководителя) предприятия, 5) осуществлением контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, и 6) право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.
Более полный перечень прав, осуществляемых собственником в отношении унитарного предприятия, за которым закреплено право хозяйственного ведения на государственное или муниципальное имущество, содержится в ст. 20 Закона об унитарных предприятиях.
2. В п. 2 комментируемой статьи устанавливается разрешительная система в отношении всех сделок по распоряжению недвижимым имуществом, совершаемых предприятием. В число этих сделок прежде всего входят: продажа недвижимого имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения предприятию, сдача его в аренду, обременение залогом, внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ. Разрешения на совершение указанных сделок федеральными унитарными предприятиями выдаются Минимуществом России, а наиболее важных и крупных сделок - Правительством РФ. Разрешения на совершение указанных сделок государственными унитарными предприятиями субъектов РФ даются Правительством РФ и уполномоченными им государственными органами, муниципальными предприятиями - органами местного самоуправления.
3. В отношении распоряжения движимым имуществом, принадлежащим предприятию на праве хозяйственного ведения, а также производимой им продукцией никаких ограничений не существует, за исключением случаев, специально оговоренных законом или иными нормативными правовыми актами. Так, согласно ст. 18 Закона об унитарных предприятиях совершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий и иными обременениями, уступкой требований, переводом долга и заключением договоров простого товарищества государственными муниципальными предприятиями, требует согласия собственника.