В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.
При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора - судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, или стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия, указанных в статье 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
(Часть в редакции, введенной в действие с 22 января 2015 года Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ.
Комментарий к статье 240 Гражданского Кодекса РФ
1. Положения данной статьи соответствуют ч. 3 ст. 44 Конституции, согласно которой "каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия".
2. Комментируемая статья воспроизводит (с некоторыми изменениями) положения ст. 142 ГК 1964. Она не предусматривает необходимости предварительного уведомления собственника как условия для принудительного выкупа у него имущества. Сейчас такой выкуп возможен во всех случаях угрозы утраты им своего значения.
3. Определения видов материальных и духовных ценностей и объектов, которые представляют общественную ценность и важны для сохранения и развития истории и культуры, содержатся в Федеральном законе от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (СЗ РФ, 2002, N 26, ст. 2519). Перечень культурных ценностей постоянно дополняется новыми объектами. Поэтому в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.92 (Ведомости РФ, 1992, N 46, ст. 2615) предусмотрено, что состав (перечень) культурного достояния определяется Правительством РФ по представлению субъектов Российской Федерации и согласовывается с высшим представительным органом Российской Федерации на основе заключений независимых экспертных комиссий. Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусматривает ведение Единого государственного реестра объектов культуры (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащего сведения об объектах культурного наследия. В ст. 54 Закона воспроизведено положение комментируемой статьи о выкупе бесхозяйственно содержимых собственником культурных памятников по решению суда по представлению органов охраны объектов культурного наследия или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - соответствующего органа по управлению государственным имуществом.
4. Продажа производится по цене, согласованной сторонами, или с публичных торгов.
5. Согласно Закону в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, уничтожен по вине собственника или владельца земельного участка, на котором он находился, земельный участок может быть конфискован в виде применения санкций (ст. 54).
6. Пункт 1 статьи не ставит принудительный выкуп указанного имущества в зависимость от характера поведения собственника, т.е. его вины в бесхозяйственном содержании культурных ценностей. При опасности утраты ими своего значения они по решению суда подлежат выкупу государством или продаже с публичных торгов. Выбор способа отчуждения предоставлен суду.
7. Пункт 1 не устанавливает, кто вправе предъявить требование в суд о выкупе бесхозяйственно содержимых культурных ценностей. Следовательно, это могут быть государственные или иные организации, в задачу которых входит охрана такого рода объектов, - учреждения культуры, музеи, архивы и другие организации, а также граждане, заинтересованные в сохранности этого имущества. Деятельность по выявлению, сохранению и реставрации культурных ценностей, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подлежит лицензированию Министерством культуры РФ согласно Положению о лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.2003 N 96 (СЗ РФ, 2003, N 7, ст. 657).
8. Выкуп осуществляется на основании договора, в котором цена имущества определяется соглашением сторон или результатом публичных торгов, за вычетом расходов на их проведение. В случае недостижения согласия о цене она определяется судом.
Другой комментарий к статье 240 ГК РФ
1. ГК указывает, что объект отношений, регулируемых комментируемой статьей, является культурной ценностью. В нем, однако, не устанавливается, на основании каких критериев вещь может быть признана культурной ценностью. На таких же позициях стоят и многие иные законы, начиная с Конституции (п. 2 ст. 44). Сходным образом не раскрывает содержание этого понятия Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (п. 9 ст. 45). Противоположной позиции придерживается Федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации", где имеется специальная статья, определяющая соответствующие объекты (ч. 4 ст. 4). В какой-то степени на этих же позициях находится и Положение о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.02.2003 N 127 <1>, противопоставляющее культурные ценности изделиям, которые имеют историческую, научную или художественную ценность (ч. 2 п. 32 "д"). Свои собственные критерии культурной ценности используются Законом РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (ст. ст. 6, 7) <2> и Постановлением Правительства РФ от 27.04.2001 N 322 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей" (в ред. от 03.10.2002) <3>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 866.
<2> Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718.
<3> СЗ РФ. 2001. N 19. Ст. 1938; 2002. N 41. Ст. 3983.
Впрочем, молчание комментируемой статьи по этому вопросу не создает трудностей при ее применении. В ней указывается, что объект соответствующих отношений должен быть отнесен к особо ценным и охраняемым государством. При этом специально указано, что такое отнесение должно быть произведено в соответствии с законом. Таким законом является Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (в ред. от 22.08.2004) <1>. Музейный фонд РФ состоит не только из государственной, но и из негосударственной части. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в этот Фонд, объявлены этим Законом неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации. Они, следовательно, признаны особо ценными и поставлены под охрану государства. Включение названных предметов и коллекций в состав негосударственной части Фонда производится на основании заявления собственника предмета (ст. 20) после проведения соответствующей экспертизы (ст. 8).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2591; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607.
2. Правила комментируемой статьи подлежат применению, во-первых, если собственник названных культурных ценностей бесхозяйственно содержит их и, во-вторых, если такое содержание грозит тем, что эти ценности утратят свое значение. Критерии в этой области определены Положением о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1998 N 179 <1>, которое установило, что музейные предметы и коллекции, включенные в состав Фонда, подлежат учету и хранению в соответствии с едиными правилами и условиями, определяемыми Минкультуры России (п. 13).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 8. Ст. 949.
3. ГК установил, что правовым последствием ненадлежащего поведения собственника культурных ценностей является решение суда об их изъятии у собственника. В то же время Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" дает Минкультуры России право поставить перед собственником вопрос об изменении места хранения предметов (ст. 24). Представляется правильным, чтобы это право было использовано ранее предъявления иска.
4. ГК дает суду право вынести решение о продаже культурной ценности с публичных торгов либо о ее выкупе государством.
При публичных торгах приобретателем может быть любое лицо, включая государство, а также самого прежнего собственника. Статья сформулирована таким образом, что не исключается проведение публичных торгов и за пределами России, где вырученная сумма может быть значительно больше. Однако в таком случае вывоз объекта должен быть произведен с соблюдением требований Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей".
К сожалению, не все возникающие в данной области вопросы решены комментируемой статей. Не определено, кто имеет право предъявлять иск в суд. Еще менее ясно соотношение между решением суда и выкупом вещи государством. Выкуп означает договор между государством и собственником. На это прямо указывает ч. 2 комментируемой статьи, когда она определяет, что размер возмещения устанавливается соглашением сторон. При этом вопрос, в какой момент должно состояться решение суда, определен противоречиво. Из ч. 2 комментируемой статьи можно сделать вывод, что решение суда должно быть вынесено, когда стороны не в состоянии достигнуть соглашения, необходимого, чтобы заключить договор. Однако из этой нормы можно сделать вывод, что сам выкуп должен иметь место по решению суда. При таком понимании сначала суд должен вынести решение, а затем собственник и государство должны приступить к заключению договора.