1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался .
2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.
3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
4. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на данную вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Комментарий к статье 225 Гражданского Кодекса РФ
1. Ранее действовавший закон не определял правового положения бесхозяйных вещей. Существовавшая презумпция государственной собственности состояла в том, что вещь предполагалась государственной собственностью, если ее иная принадлежность не доказана. Эта презумпция закреплялась Постановлением Пленума ВС РСФСР от 29.06.25 "О презумпции (предположении) права собственности государства на спорное имущество", в котором было установлено, что "всякое бесхозяйное и спорное имущество является государственным, поскольку у нас отсутствует институт приобретательной давности" (Сборник циркуляров и важнейших разъяснений Пленума ВС РСФСР. Январь 1925 - май 1926 гг. М., 1927. С. 114). Данная презумпция имела практическое и хозяйственное значение в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. и после Великой Отечественной войны в отношении брошенного, трофейного и другого имущества, выбывшего из владения собственников и находившегося в незаконном владении не управомоченных на то лиц. Позднее она потеряла свое значение, на практике не применялась и была заменена презумпцией права собственности фактического владельца. Сейчас с введением в гражданское законодательство приобретательной давности положения о презумпции государственной собственности полностью утрачивают силу. Они противоречат Конституции, которая установила равенство всех форм собственности.
2. Пункт 1 комментируемой статьи определяет понятие бесхозяйной вещи, которое требует уточнения. Данное понятие имеет значение для случаев, когда по закону такие вещи могут быть обращены в собственность любых лиц. Тогда к бесхозяйным можно отнести такие вещи, которые имели собственника и от которых собственник добровольно отказался - брошенные вещи (см. коммент. к ст. 226, 236). В других случаях вещь тоже может не иметь собственника, как, например, имущество умершего до принятия наследства, но оно не считается бесхозяйным. Нельзя считать бесхозяйными вещи, которые не могут быть объектом частной собственности, - вещи, изъятые из оборота, имущество публичного права, предназначенное для общественного пользования.
Вещь, собственник которой неизвестен, также, как правило, подчиняется другим правилам, меняя на основании закона прежнего собственника на нового, что предусмотрено в п. 2 и в указанных в нем статьях ГК.
3. В п. 3 комментируемой статьи определены особые правила для учета и приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей. Они сначала должны быть взяты на государственный учет по заявлению муниципального органа, на территории которого они находятся. Значение этого акта заключается в том, чтобы по прошествии года с момента взятия на учет данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в муниципальную собственность. До решения суда право собственности сохраняется за оставившим его лицом, и оно может взять его во владение. Такое имущество может найти в этот период нового собственника на основании приобретательной давности. Следовательно, в законе установлен определенный период времени, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности. Только по истечении этого времени суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, признает бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в котором подробно регулируются вопросы принятия на учет и снятия с учета объектов недвижимого имущества. Если в результате принятых дополнительных мер очевидно, что недвижимое имущество является бесхозяйным, оно на основании решения суда регистрируется в праве муниципальной собственности и снимается с учета (СЗ РФ, 2003, N 38, ст. 3668).
Другой комментарий к статье 225 ГК РФ
1. Комментируемая статья посвящена двум проблемам, которые связаны друг с другом лишь поверхностно. Первой из них является введение в гражданское право понятия бесхозяйной вещи. "Бесхозяйная вещь" - это понятие, которое охватывает четыре других понятия, а именно понятие движимых вещей, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК), понятие находки (ст. 227 ГК), понятие безнадзорных животных (ст. 230 ГК) и понятие клада (ст. 233 ГК). Таким образом, понятие бесхозяйной вещи является родовым понятием по отношению к четырем названным понятиям. Ими исчерпывается его содержание.
Одновременно п. 1 комментируемой статьи дает легальное определение бесхозяйной вещи. Определение дается посредством перечня, куда включены три вида вещей, признаваемых бесхозяйными: вещь, которая не имеет собственника; вещь, собственник которой неизвестен; вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Этот перечень шире того содержания, которое комментируемая статья вкладывает в понятие бесхозяйной вещи. В соответствии с ним, в частности, является бесхозяйным наследственное имущество на протяжении срока, проходящего между открытием наследства (ст. 1113 ГК) и моментом его принятия наследниками (ст. 1152 ГК). Кроме того, поскольку право собственности на здания, сооружения и другое вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК), вновь созданные здания, сооружения не имеют собственника. Поскольку право собственности на них не возникло, не существует и лица, являющегося субъектом этого права. Признание такой недвижимости и наследственного имущества бесхозяйным вносит нестабильность в гражданско-правовое регулирование обширного круга важнейших имущественных отношений.
2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает, что применение правил о приобретательной давности, установленных ст. 234 ГК, является субсидиарным по отношению к нормам, устанавливаемым ст. 226 "Движимые вещи, от которых собственник отказался", ст. 227 "Находка", ст. 228 "Приобретение права собственности на находку", ст. 229 "Возмещение расходов, связанных с находкой, и вознаграждение нашедшему вещь", ст. 230 "Безнадзорные животные", ст. 231 "Приобретение права собственности на безнадзорных животных", ст. 232 "Возмещение расходов на содержание безнадзорных животных и вознаграждение за них" и, наконец, ст. 233 "Клад".
3. Вторая проблема, которой занимается комментируемая статья, имеет в первую очередь гражданско-процессуальный характер.
Абзац 2 п. 3 комментируемой статьи наделяет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, правом на обращение в суд с заявлением о возбуждении дела особого производства, а именно дела о признании бесхозяйной недвижимой вещи объектом муниципальной собственности.
Такое право дано ему при соблюдении ряда условий. Во-первых, соответствующая недвижимость должна находиться на территории данного органа местного самоуправления. Во-вторых, она должна стоять на учете того органа, который осуществляет государственную регистрацию недвижимости, причем на учете именно в качестве бесхозяйной вещи. В-третьих, со времени постановки недвижимости на учет в качестве бесхозяйной должен истечь 1 год.
Закон о регистрации прав на недвижимость предусмотрел принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей в порядке, установленном Правительством РФ (п. 3 ст. 9). В свою очередь Правительство РФ Постановлением от 17.09.2003 N 580 утвердило Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в ред. от 12.11.2004) <1>. Со своей стороны, ГПК предусматривает, что в порядке особого производства рассматриваются дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь (п. 1 ст. 262).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 38. Ст. 3668; 2004. N 47. Ст. 4652.
4. Абзац 3 п. 3 комментируемой статьи принадлежит к тем нормам, которые регулируют не положение бесхозяйной недвижимости, а последствия отказа от прав собственности. Она - конкретизация правила о том, что отказ от права собственности "не влечет прекращения прав. собственника в отношении соответствующего имущества" (ч. 2 ст. 236 ГК).
5. Комментируемая статья является единственной статьей ГК, использующей понятие бесхозяйной вещи. Однако она дала толчок другим законам, которые применяют термин "бесхозяйная вещь", вкладывая в него свой собственный смысл.
В частности, в КВВТ имеются нормы, регулирующие правоотношения, связанные с судами, которые он именует "бесхозяйными" (а в одном случае - "безнадзорными"). КВВТ возлагает на соответствующие органы управления обязанность выявлять бесхозяйные суда (п. 16 ст. 19). Он предусматривает, что бесхозяйное судно "подлежит специальному учету" (п. 15 ст. 19). Для постановки на этот учет орган управления на водном транспорте направляет представление в орган местного управления, на территории которого находится бесхозяйное судно. Последний делает заявление опять в орган управления на водном транспорте. После постановки на учет судоходная инспекция принимает меры к установлению владельца этого судна. В положительном случае инспекция направляет ему требование переместить судно в установленный пункт отстоя. После получения ею подтверждения о выполнении этого требования бесхозяйное судно снимается с учета (п. 17 ст. 19).