1. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
2. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Кодекса.
3. Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям .
4. Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.
Комментарий к статье 213 Гражданского Кодекса РФ
1. Частная собственность, субъектами которой выступают граждане и юридические лица, призвана обслуживать исключительно их интересы. Право частной собственности охраняется законом (ст. 35 Конституции).
Комментируемая статья предусматривает две разновидности ограничения права частной собственности:
а) в зависимости от вида имущества - см. ст. 212 и коммент. к ней;
б) по стоимости и количеству имущества.
Эти ограничения могут быть предусмотрены только законом и только в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 1 (см. коммент. к ней). Например, законом может быть установлен максимальный и минимальный размер участка земли сельскохозяйственного назначения, находящегося в частной собственности (ст. 4, подп. 2 и 3 п. 1 ст. 19.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
2. Гражданин, в т.ч. индивидуальный предприниматель, является собственником принадлежащего ему имущества и отвечает им по всем своим обязательствам (ст. 24, 25 ГК, пп. 14, 15 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8). При этом на отдельные виды его имущества - продукты питания, предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, на племенной, молочный и рабочий скот и т.п., перечисленные в ст. 446 ГПК, взыскание обращено быть не может.
3. Иная картина складывается в том случае, если собственник - гражданин или юридическое лицо (применительно к производственному кооперативу только гражданин) передает принадлежащее ему имущество в качестве вклада или пая в хозяйственное общество (товарищество) или производственный кооператив. Согласно ст. 48 и п. 3 ст. 213 ГК коммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, становятся собственниками такого имущества, а между собственником и учредителями (участниками) складываются обязательственные отношения.
На практике моментом перехода имущества, вносимого в натуре в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества (товарищества), в собственность этого общества (товарищества) принято считать момент его государственной регистрации (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 8). Вместе с тем со вступлением в силу с 31 января 1998 г. Закона о регистрации прав на недвижимость право собственности юридического лица на недвижимость может возникнуть только после регистрации этого права в учреждении юстиции по регистрации прав. Следовательно, чтобы считаться собственником недвижимого имущества, вновь создаваемое юридическое лицо должно пройти две регистрации: государственную регистрацию юридического лица (ст. 51 ГК) и государственную регистрацию перехода права собственности на недвижимость от его учредителей.
При этом имущество, принадлежащее хозяйственному обществу (товариществу) даже со 100% государственным или муниципальным участием, является объектом частной собственности. Государству или муниципальному образованию в этом случае принадлежат на праве собственности лишь акции (вклады) такого общества (товарищества). Соответственно любые условия учредительного договора хозяйственного товарищества или устава хозяйственного общества, предусматривающие право учредителя (участника) изъять при выходе внесенное им в качестве вклада имущество в натуре, должны признаваться недействительными, за исключением случаев, когда такая возможность предусмотрена в законе.
Исключение из общего правила о переходе имущества учредителей (участников) в собственность хозяйственного общества (товарищества) или производственного кооператива может составлять случай, когда в учредительных документах коммерческой организации содержатся положения о передаче имущества в уставный (складочный) капитал не в натуре, а на праве владения или пользования (п. 17 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).
4. Согласно п. 3 ст. 213 ГК уставный (складочный) капитал составляет основу собственности хозяйственного общества или товарищества. Помимо роли своеобразного фундамента в развитии самого общества или товарищества он выполняет еще как минимум две функции.
Во-первых, в зависимости от доли в уставном (складочном) капитале общества или товарищества определяется доля прав и обязанностей учредителя (участника) по отношению к юридическому лицу (в частности, она влияет на размер дивидендов). При этом закон и судебная практика разграничивают понятия "вклад в уставный капитал" и "вклад в имущество общества". Вклады в имущество общества с ограниченной ответственностью должны, например, если иное не предусмотрено уставом, вноситься пропорционально доле в уставном капитале (ст. 27 Закона об ООО, подп. "в" п. 14 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 90/14).
Во-вторых, уставный (складочный) капитал призван выполнять роль гарантии обеспечения интересов кредиторов юридического лица (п. 1 ст. 90, п. 3 ст. 95, п. 1 ст. 99 ГК). Именно поэтому непосредственно в законе определяются минимальный размер уставного капитала общества и порядок его оплаты. Для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, а также для закрытых акционерных обществ он должен составлять не менее 100-кратной величины МРОТ, а для открытых акционерных обществ - не менее 1000-кратной величины МРОТ на дату представления документов для государственной регистрации общества (п. 1 ст. 14 Закона об ООО, ст. 26 Закона об акционерных обществах).
В составе имущества хозяйственного общества своим особым правовым режимом выделяются фонды общества. Так, ст. 35 Закона об акционерных обществах предусматривает обязательное создание резервного фонда в размере не менее 5% от уставного капитала акционерного общества. Подобный фонд формируется, как правило, в денежной форме и имеет строго целевое назначение - на покрытие убытков, для погашения облигаций, на выкуп акций общества, когда для этого нет иных средств. В этом же Законе говорится о возможности создания фонда акционирования работников общества, средства которого предназначены исключительно на приобретение у акционеров акций с последующим размещением их среди работников.
ГК и Закон об ООО не предусматривают обязательного создания резервного и иных фондов в обществах с ограниченной ответственностью. Однако общество само может предусмотреть в уставе такую возможность (ст. 30 Закона об ООО).
5. В результате проводимой в стране приватизации появилось большое количество акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в акционерные общества открытого типа (открытые акционерные общества). Отличительной особенностью формирования их имущества является то, что вкладом в уставный капитал служило государственное или муниципальное имущество, значившееся на балансе унитарного предприятия.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона об акционерных обществах особенности создания акционерных обществ в ходе приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Особенности применения такого законодательства к акционерным обществам разъяснены в п. 2 и 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 19.
В судебной практике споры о нарушении права собственности акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, занимают весьма значительное место. Так, в арбитражный суд обратилось акционерное общество с иском о признании недействительным решения комитета по управлению имуществом о передаче здания, внесенного ранее комитетом в процессе приватизации в уставный фонд общества, государственному учреждению. Арбитражным судом иск был удовлетворен, и решение комитета на основании ст. 13 ГК было признано недействительным. Суд подчеркнул, что решением комитета было нарушено право собственности акционерного общества (ст. 209 ГК) (Вестник ВАС РФ, 1997, N 8, с. 62, 63. См. также: п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ N 8; Вестник ВАС РФ, 1997, N 7, с. 98, 99).
Судебной практике известны и противоположные случаи, когда в ходе разбирательства выясняется, что имущество в процессе приватизации было внесено в уставный капитал акционерного общества незаконно. Например, Государственный комитет по управлению имуществом РФ, внесший имущество, не вправе был им распоряжаться, т.к. оно принадлежало на праве собственности другому лицу (не Российской Федерации, а муниципальному образованию) (Вестник ВАС РФ, 1997, N 7, с. 91). Или в уставный капитал было внесено имущество, не подлежащее приватизации в силу прямого указания об этом закона. В подобных случаях иски собственника об изъятии имущества из незаконного владения акционерных обществ подлежат удовлетворению.
Судебным органам предстоит рассмотреть большое количество дел, связанных с отказами учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимость зарегистрировать право собственности акционерных обществ на переданную им в процессе приватизации недвижимость. Дело в том, что после вступления в силу Закона о регистрации прав на недвижимость эти общества перед отчуждением недвижимости другому лицу обязаны зарегистрировать свое право собственности (ст. 6 Закона о регистрации прав на недвижимость). В процессе регистрации учреждения юстиции нередко сталкиваются со случаями нечеткого, небрежного оформления учредительных документов обществ, которые бы подтверждали их право собственности на тот или иной объект (например, в балансе общества и в акте оценки его имущества указан один объект, а в реальной действительности их несколько). Соответственно у акционерного общества после получения отказа не остается иного пути, как доказывать свое право собственности в суде.
6. Имущественную основу производственного кооператива составляет паевой фонд (ст. 10 Закона о производственных кооперативах). Он является собственностью кооператива и служит гарантией удовлетворения возможных имущественных требований кредиторов (п. 3 ст. 10 Закона о производственных кооперативах). Размер паевого фонда непосредственно в Законе не определен, т.к. для кредиторов существует гарантия в виде субсидиарной (дополнительной) ответственности членов по долгам кооператива (п. 2 ст. 107 ГК).
Паевой фонд формируется за счет паевых взносов членов кооператива. Их размер, состав и порядок внесения определяются в уставе кооператива (п. 2 ст. 108 ГК). Паевой взнос оценивается по взаимной договоренности членов кооператива с учетом рыночных цен на соответствующее имущество. Оценка паевого взноса, превышающего 250 МРОТ, должна быть подтверждена независимым экспертом (ст. 10 Закона о производственных кооперативах).
Кооператив как юридическое лицо вправе иметь в собственности любое имущество, за исключением изъятого из оборота или ограниченного в обороте пределами государственной или муниципальной собственности. Имущество кооператива образуется за счет уже упоминавшихся паевых взносов, включая дополнительные, прибыли от собственной деятельности, имущества, переданного в дар, иных источников.
В соответствии с п. 1 ст. 109 ГК в производственных кооперативах может быть предусмотрено создание неделимых фондов, которые используются на цели, определяемые уставом. Они не подлежат разделу на паи и могут быть распределены между участниками только при ликвидации кооператива.
7. Как уже отмечалось, учредители (участники) коммерческой организации имеют обязательственные права по отношению к имуществу хозяйственного общества, товарищества или производственного кооператива. При выходе из таких коммерческих организаций им выплачивается стоимость всего имущества, пропорциональная их доле в уставном (складочном) капитале товарищества (общества), а в кооперативе - стоимость пая. По соглашению между участниками выплата стоимости имущества (пая) может быть заменена на выдачу имущества в натуре, что, однако, не означает сохранения за участником (пайщиком) права собственности на это имущество в процессе деятельности общества, товарищества или производственного кооператива.
Исключение из общего правила о размере выплачиваемого участнику имущества составляют вкладчики в товариществе на вере. Им по окончании финансового года может быть выдан лишь вклад, внесенный в складочный капитал товарищества (подп. 3 п. 2 ст. 85 ГК).
Выход из акционерного общества акционера протекает в иной форме, нежели предъявление обязательственных требований непосредственно к обществу. Такой выход имеет форму отчуждения (продажа, дарение и т.п.) акций, в рыночной стоимости которых в т.ч. находит отражение прирост или уменьшение стоимости чистых активов общества.
В случае ликвидации хозяйственного товарищества или общества его имущество после расчетов с кредиторами подлежит распределению между учредителями (участниками) (п. 1 ст. 67, п. 7 ст. 63 ГК). Особенности такого распределения зависят от вида общества или товарищества и закреплены либо в ГК (ст. 63, 64, 81, 86), либо в законах об этих обществах (ст. 57, 58 Закона об ООО, ст. 21 - 24 Закона об акционерных обществах). Согласно п. 5 ст. 27 Закона о производственных кооперативах оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами кооператива в порядке, предусмотренном уставом или соглашением между его членами.
8. Будучи собственниками, гражданин или юридическое лицо вправе передать принадлежащее им имущество в качестве взноса или вклада в имущество некоммерческой организации. Последняя, за исключением учреждения, также становится собственником имущества с момента собственной регистрации (ст. 48 и п. 3 ст. 213 ГК), а также с момента государственной регистрации своих прав на недвижимость (ст. 131 ГК, ст. 2 Закона о регистрации прав на недвижимость). Но (в отличие от коммерческой организации) между некоммерческой организацией и ее учредителями (участниками, членами) какие-либо вещные либо обязательственные отношения не возникают (п. 3 ст. 48 ГК). Исключение составляют потребительские кооперативы (здесь складываются обязательственные отношения) и учреждения, в отношении имущества которых учредитель сохраняет право собственности (ст. 120 и 296 ГК).
Некоммерческая организация вправе использовать свое имущество в предпринимательской деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению основных ее целей, а именно: занятию благотворительной, культурной, научной и иной деятельностью.
Согласно ст. 20 Закона о некоммерческих организациях при ликвидации всех видов таких организаций имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, их учредителям (участникам, членам) не возвращается. Оно направляется на цели, ради которых организация создавалась, и (или) на благотворительные цели. Если использовать имущество на эти цели невозможно, то оно обращается в доход государства (п. 4 ст. 213 ГК, п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях).
Своеобразное исключение из общего правила об отсутствии каких-либо отношений между учредителями (участниками) и самой некоммерческой организацией составляет некоммерческое партнерство. В соответствии со ст. 8 и п. 2 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях члены некоммерческого партнерства в случае его ликвидации сохраняют право, после расчетов с кредиторами, если иное не установлено законом или учредительными документами, на получение части имущества партнерства, равной их имущественному взносу, за исключением членских взносов. Остальная часть также должна быть направлена на те социальные цели, ради которых партнерство было создано.
9. Поскольку Законом о некоммерческих организациях правовое положение потребительских кооперативов как собственников принадлежащего им имущества, а также порядок их взаимоотношений с учредителями (членами) кооператива не регламентируются, при решении подобных вопросов помимо ГК необходимо руководствоваться другими правовыми актами - Законом о потребительской кооперации, Законом о товариществах собственников жилья, Законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, Федеральным законом от 07.08.2001 N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" (СЗ РФ, 2001, N 33 (ч. I), ст. 3420).
10. Общественным объединениям как разновидности некоммерческих организаций присущ ряд особенностей. В соответствии со ст. 5, 6 и 21 Закона об общественных объединениях они вправе не проходить государственную регистрацию в органах юстиции и осуществлять свою деятельность, не обладая правами юридического лица. Однако субъектом гражданского права может быть только юридическое лицо. Соответственно собственником своего имущества может считаться только общественное объединение, прошедшее государственную регистрацию в качестве юридического лица (п. 4 ст. 213 ГК, ст. 21 Закона об общественных объединениях).
По общему правилу зарегистрированное объединение является единым собственником принадлежащего ему имущества (ст. 30 Закона об общественных объединениях). Сказанное относится практически ко всем видам общественных объединений: общественным организациям, общественным движениям, общественным фондам, органам общественной самодеятельности. Исключение составляют общественные учреждения, за которым имущество закреплено собственником на праве оперативного управления (ст. 35 Закона об общественных объединениях).
Определенной спецификой на общем фоне обладают общественные организации. Если в их состав входят структурные подразделения (отделения), которые осуществляют свою деятельность на основе единого устава для данной организации, то собственником имущества является организация в целом, а структурные подразделения обладают правом оперативного управления на закрепленную за ними часть. Если же общественная организация объединяет территориальные организации, являющиеся самостоятельными субъектами права, то территориальные организации остаются собственниками своего имущества, а их ассоциация (союз) - собственником того, что было передано в качестве вклада и приобретено в процессе своей деятельности (ст. 32 Закона об общественных объединениях).
11. Своеобразным является построение прав на имущество внутри такого общественного объединения, как политическая партия. Собственником имущества политической партии, в т.ч. имущества ее региональных отделений и иных структурных подразделений, является партия в целом. Региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения политической партии обладают правом оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником. Соответственно при недостаточности закрепленного за структурным подразделением (региональным отделением) имущества ответственность по его обязательствам в субсидиарном порядке должна нести политическая партия (ст. 28 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" - СЗ РФ, 2001, N 29, ст. 2950).
12. Несколько иначе складываются отношения собственности внутри профсоюзов. Согласно п. 1 ст. 24 Закона о профессиональных союзах каждый профсоюз, их объединение (ассоциация), а также первичные профсоюзные организации признаются собственниками принадлежащего им имущества.
Таким образом, непосредственно в Законе (ст. 24) нашел теперь закрепление отказ от принципа единой и неделимой собственности профсоюзов, действовавшего на протяжении десятилетий в отношении собственности профсоюзов СССР. Однако реальный раздел собственности профсоюзов СССР, находящейся на территории России, был начат профсоюзами задолго до принятия Закона о профессиональных союзах. Его начало было положено заключением 17 июля 1992 г. Договора о закреплении прав по владению, пользованию и распоряжению профсоюзным имуществом, по которому Всеобщая конфедерация профсоюзов (международное объединение) передала в собственность Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) большую часть объектов профсоюзной собственности и незначительную часть оставила за собой. В этом случае Всеобщая конфедерация профсоюзов (международное объединение) действовала в качестве правопреемника Всеобщей конфедерации профсоюзов СССР.
Передача профсоюзного имущества только одному, а не нескольким зарегистрированным в России профсоюзным объединениям породила большое количество судебных споров. В частности, Объединением профсоюзов России (Соцпроф) был подан иск о признании недействительным Договора от 17 июля 1992 г. В качестве основания иска назывался тот факт, что решение о преобразовании Всеобщей конфедерации профсоюзов СССР во Всеобщую конфедерацию профсоюзов (международное объединение) было незаконным, т.к. принималось не на съезде ВКП СССР, как требовал Устав профсоюзов СССР, а лишь решением Пленума ВКП СССР. Судебными инстанциями в иске Соцпрофу было отказано (дело N 38-25 за 1997 г. из архива Арбитражного суда г. Москвы).
Споры по поводу дальнейшего раздела профсоюзного имущества, но теперь уже между самой ФНПР и ее территориальными объединениями, а также между профсоюзами и государством о праве собственности на конкретные объекты продолжаются (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 17.12.2002 N 6661/02 - Вестник ВАС РФ, 2003, N 3, с. 46).
13. Постановлением КС РФ от 30.11.92 N 9-П по вопросу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 25.08.91 N 90 "Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР" имущество, собственником которого являлось государство, но которое на 25 августа 1991 г. фактически находилось во владении или распоряжении КПСС и КП РСФСР, признано государственной собственностью. Этим же решением имущество, собственником которого на 25 августа 1991 г. являлись КПСС или КП РСФСР либо собственник которого не определен, признано либо частным, либо имуществом, чья правовая принадлежность требует дополнительного разбирательства в суде (Ведомости РФ, 1993, N 11, ст. 400).
При разрешении споров об истребовании Коммунистической партией Российской Федерации (КПРФ) имущества КПСС в свою собственность суды исходят из того, что КПРФ является вновь созданной общественной организацией, зарегистрированной в Минюсте России 24.03.93, и в силу этого правопреемником КПСС считаться не может (Иванова Н.Р. Защита прав собственности в арбитражном суде: Комментарий арбитражной практики. М., 1999. С. 36 - 39).
Другой комментарий к статье 213 ГК РФ
1. Действие комментируемой статьи распространяется на граждан, а также на юридических лиц независимо от формы собственности, к которой относится принадлежащее им имущество. Это могут быть и юридические лица, функционирующие на основе частного капитала, и юридические лица - АО со 100-процентным государственным капиталом. По этой причине термин "право частной собственности" в отношении имущества, принадлежащего юридическим лицам, в ГК не употребляется. Юридические лица со 100-процентным государственным капиталом должны рассматриваться лишь как субъекты частного права в сфере гражданских правоотношений, но не как субъекты права частной собственности. Иначе обстоит дело с гражданами, которых одновременно можно считать и субъектами частного права, и субъектами права частной собственности. Однако в связи с тем, что право собственности граждан и право собственности юридических лиц функционируют в рамках одного и того же правового режима, законодатель пошел по пути объединения двух этих прав в единую юридическую категорию, принеся в жертву вполне законную формулу права частной собственности граждан.
2. В п. 3 комментируемой статьи содержатся три важные новеллы, вводимые в гражданское законодательство РФ в части видов имущества, которое может находиться в собственности граждан и юридических лиц. Во-первых, законодатель не дает перечня видов имущества, могущего быть объектами права собственности граждан, как это имело место в советском гражданском законодательстве. Во-вторых, граждане и юридические лица располагают одинаковыми правами в отношении имущества, которое может находиться в их собственности. И в-третьих, определение видов имущества, могущего быть в собственности граждан и юридических лиц, в том числе средств производства, производится по принципу: разрешено все, что не запрещено законом. Данный запрет прежде всего касается видов имущества, составляющих национальное достояние народов Российской Федерации (см. коммент. к ст. 212), а также имущества, призванного обслуживать специфические потребности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований (см. коммент. к ст. ст. 214 и 215). Подавляющая часть производственных фондов в стране, не говоря уже о фондах потребления, находится в настоящее время в собственности граждан и юридических лиц.
3. В п. 2 комментируемой статьи предусматривается положение об отсутствии в законе количественных и стоимостных ограничений в отношении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Исключение могут составлять лишь случаи, когда ограничения вводятся законом в целях, предусмотренных п. 2 ст. 1 ГК. Под ограничениями, например, в отношении отдельных видов имущества, принадлежащих гражданам, о которых упоминается в п. 2 комментируемой статьи, понимается юридический запрет со стороны федерального государства, касающийся количества и стоимости имущества, которое может находиться в собственности граждан и юридических лиц. Отсутствие такового запрета не означает, что государство лишено возможности устанавливать дополнительные требования экономического порядка к собственникам имущества, количество и стоимость которого превышает разумные пределы, например повышать тарифы оплаты коммунальных услуг применительно ко вторым и последующим квартирам, увеличивать ставки налогообложения и т.д.
4. В п. 3 комментируемой статьи содержится норма, устанавливающая, что все коммерческие и некоммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, считаются собственниками имущества, находящегося на их балансе. В состав данного имущества входит имущество, внесенное в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также иное имущество, произведенное и приобретенное этими юридическими лицами в процессе их деятельности. Исключение составляют государственные и муниципальные предприятия, а также учреждения, финансируемые собственником. В отношении имущества, закрепленного за ними, применяется режим права хозяйственного ведения или права оперативного управления (ст. ст. 294, 296 ГК), но не права собственности.
5. В особом положении находятся общественные и религиозные организации (объединения), а также благотворительные и иные фонды. Являясь собственниками принадлежащего им имущества, они вместе с тем в части использования данного имущества должны подчиняться двум требованиям, указанным в п. 4 комментируемой статьи. Во-первых, использование имущества производится лишь для достижения целей, предусмотренных учредительными документами организаций (объединений) и фондов. Во-вторых, в случае ликвидации организаций (объединений) и фондов оставшееся имущество не подлежит распределению между их учредителями (членами), а используется в целях, указанных в учредительных документах.