1. Единая технология должна иметь практическое применение (внедрение) преимущественно на территории Российской Федерации.Право на технологию может передаваться для использования единой технологии на территориях иностранных государств с согласия государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств в соответствии с законодательством о внешнеэкономической деятельности.
2. Сделки, предусматривающие использование единой технологии за пределами Российской Федерации, подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.Несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность.
Комментарий к статье 1551 Гражданского Кодекса РФ
В комментируемой статье, следующей за статьей, определяющей общие условия передачи права на технологию, предусмотрены специальные условия экспорта единой технологии.
Предваряя установление собственно условий экспорта единой технологии, часть 1 п. 1 комментируемой статьи предусматривает, что единая технология должна иметь практическое применение (внедрение) преимущественно на территории РФ. Тем самым экспорт единой технологии определен как возможно допустимое изъятие из правила о необходимости применения (внедрения) единой технологии на территории РФ.
В части 2 п. 1 комментируемой статьи предусмотрено такое условие передачи права на технологию для использования единой технологии на территориях иностранных государств, как получение согласия на это государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств. В отношении же иной регламентации такой передачи права на технологию данная часть отсылает к законодательству о внешнеэкономической деятельности, подразумевая при этом возможность установления ограничений на экспорт единой технологии. Речь идет прежде всего о Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <1>, включающем гл. 8 "Особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью", и Федеральном законе от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" <2>, включающем главу III "Регулирование внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов" (наименование главы в ред. Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 283-ФЗ <3>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.
<2> СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.
<3> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6044.
Часть 1 п. 2 комментируемой статьи устанавливает требование государственной регистрации сделок, предусматривающих использование единой технологии за пределами России. Государственная регистрация таких сделок осуществляется в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. в Роспатенте. Сведений об издании нормативных правовых актов, специально регламентирующих осуществление государственной регистрации таких сделок, нет.
В части 2 п. 2 комментируемой статьи определено последствие несоблюдения требования ч. 1 данного пункта о государственной регистрации сделки, предусматривающей использование единой технологии за пределами России: отсутствие государственной регистрации такой сделки влечет ее недействительность. Это правило соответствовало положению п. 1 ст. 165 части первой ГК РФ в прежней редакции, согласно которому несоблюдение в случаях, установленных законом, требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Там же устанавливалось, что такая сделка считается ничтожной.
Однако как указанная ст. 165, так и ст. 164 данного Кодекса изложены Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ полностью в новой редакции. В отношении государственной регистрации сделок новая редакция ст. 164 ГК РФ устанавливает следующее: в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации (п. 1); сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации (п. 2).
В новой редакции ст. 165 ГК РФ предусмотрены следующие последствия уклонения от государственной регистрации сделки: если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки; в этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда (п. 2); в указанном случае сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации сделки, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой в совершении или регистрации сделки (п. 3); срок исковой давности по указанным требованиям составляет один год (п. 4).
Другой комментарий к статье 1551 ГК РФ
1. В комментируемой статье определены некоторые условия экспорта единой технологии.
Следует особо отметить, что в ГК РФ, равно как и в других законодательных актах, в отличие от законодательств многих государств, отсутствуют положения, определяющие полезность импортируемой в Россию технологии, ее необходимый высокий уровень, исключающий поставку устаревших объектов.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности следовало бы законодательно наделить полномочиями по проверке ввозимых в нашу страну технологий с точки зрения их экономической эффективности, экологической безопасности, социальной значимости для общества.
2. В пункте 1 комментируемой статьи продекларирован принцип преимущественного практического применения (внедрения) единой технологии на территории Российской Федерации.
Кроме того, допускается передача права на технологию для использования единой технологии на территориях иностранных государств с согласия государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств в соответствии с законодательством о внешнеэкономической деятельности.
Основу законодательства о внешнеэкономической деятельности применительно к сделкам об экспорте единой технологии составляют раздел VI ГК РФ "Международное частное право" (СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4552) и Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон о внешнеторговой деятельности (СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850)), а также Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859).
Международная практика показывает, что определенную сложность при заключении такого рода сделок представляет вопрос о применимом праве, когда необходимо точно установить, законодательством какого государства следует руководствоваться при разрешении спора, возникшего при исполнении указанной сделки.
Следует также иметь в виду многие ограничения и запреты, которые содержит законодательство о внешнеторговой деятельности. Например, в ст. 37 Закона о внешнеторговой деятельности говорится о запретах и ограничениях внешней торговли, торговле услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия России в международных санкциях. Так, в соответствии с указами Президента РФ, внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может быть ограничена мерами, принятие которых необходимо для участия Российской Федерации в международных санкциях в соответствии с Уставом ООН. Положения ст. 38 Закона о внешнеторговой деятельности посвящены ограничению внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации, в том числе полномочиям Правительства РФ при принятии решений о введении указанных ограничительных мер.
Следует особо подчеркнуть, что законодатель предусмотрел только одну форму экспорта единой технологии - заключение внешнеэкономического лицензионного договора. Отчуждение права на технологию за рубеж не входит в понятие экспорта единой технологии.
3. Пункт 2 комментируемой статьи вводит государственную систему регистрации сделок, предусматривающих использование единой технологии за пределами России, в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
При этом несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность.
Меры по осуществлению государственного контроля за экспортом/импортом технологий в форме регистрации внешнеэкономических сделок общеприняты в мировой практике. При этом ключевую роль играет правильный выбор компетентного органа, ответственного за проведение указанной регистрации.
На мой взгляд, законодатель при выборе компетентного органа для целей регистрации сделок, относящихся к единой технологии, отошел от правильно выбранного ориентира на законодательство о внешнеэкономической деятельности. Таким органом мог бы по праву стать федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности, располагающий всеми необходимыми ресурсами для правильной идентификации как объектов, входящих в состав единой технологии, так и субъектов права на единую технологию.