Статья 1551. Условия экспорта единой технологии

1. Единая технология должна иметь практическое применение (внедрение) преимущественно на территории Российской Федерации.Право на технологию может передаваться для использования единой технологии на территориях иностранных государств с согласия государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств в соответствии с законодательством о внешнеэкономической деятельности.

2. Сделки, предусматривающие использование единой технологии за пределами Российской Федерации, подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.Несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность.

Комментарий к статье 1551 Гражданского Кодекса РФ

В комментируемой статье, следующей за статьей, определяющей общие условия передачи права на технологию, предусмотрены специальные условия экспорта единой технологии.

Предваряя установление собственно условий экспорта единой технологии, часть 1 п. 1 комментируемой статьи предусматривает, что единая технология должна иметь практическое применение (внедрение) преимущественно на территории РФ. Тем самым экспорт единой технологии определен как возможно допустимое изъятие из правила о необходимости применения (внедрения) единой технологии на территории РФ.

В части 2 п. 1 комментируемой статьи предусмотрено такое условие передачи права на технологию для использования единой технологии на территориях иностранных государств, как получение согласия на это государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств. В отношении же иной регламентации такой передачи права на технологию данная часть отсылает к законодательству о внешнеэкономической деятельности, подразумевая при этом возможность установления ограничений на экспорт единой технологии. Речь идет прежде всего о Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <1>, включающем гл. 8 "Особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью", и Федеральном законе от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" <2>, включающем главу III "Регулирование внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов" (наименование главы в ред. Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 283-ФЗ <3>).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.
<2> СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.
<3> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6044.

Часть 1 п. 2 комментируемой статьи устанавливает требование государственной регистрации сделок, предусматривающих использование единой технологии за пределами России. Государственная регистрация таких сделок осуществляется в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. в Роспатенте. Сведений об издании нормативных правовых актов, специально регламентирующих осуществление государственной регистрации таких сделок, нет.

В части 2 п. 2 комментируемой статьи определено последствие несоблюдения требования ч. 1 данного пункта о государственной регистрации сделки, предусматривающей использование единой технологии за пределами России: отсутствие государственной регистрации такой сделки влечет ее недействительность. Это правило соответствовало положению п. 1 ст. 165 части первой ГК РФ в прежней редакции, согласно которому несоблюдение в случаях, установленных законом, требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Там же устанавливалось, что такая сделка считается ничтожной.

Однако как указанная ст. 165, так и ст. 164 данного Кодекса изложены Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ полностью в новой редакции. В отношении государственной регистрации сделок новая редакция ст. 164 ГК РФ устанавливает следующее: в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации (п. 1); сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации (п. 2).

В новой редакции ст. 165 ГК РФ предусмотрены следующие последствия уклонения от государственной регистрации сделки: если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки; в этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда (п. 2); в указанном случае сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации сделки, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой в совершении или регистрации сделки (п. 3); срок исковой давности по указанным требованиям составляет один год (п. 4).

Другой комментарий к статье 1551 ГК РФ

1. В комментируемой статье определены некоторые условия экспорта единой технологии.

Следует особо отметить, что в ГК РФ, равно как и в других законодательных актах, в отличие от законодательств многих государств, отсутствуют положения, определяющие полезность импортируемой в Россию технологии, ее необходимый высокий уровень, исключающий поставку устаревших объектов.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности следовало бы законодательно наделить полномочиями по проверке ввозимых в нашу страну технологий с точки зрения их экономической эффективности, экологической безопасности, социальной значимости для общества.

2. В пункте 1 комментируемой статьи продекларирован принцип преимущественного практического применения (внедрения) единой технологии на территории Российской Федерации.

Кроме того, допускается передача права на технологию для использования единой технологии на территориях иностранных государств с согласия государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств в соответствии с законодательством о внешнеэкономической деятельности.

Основу законодательства о внешнеэкономической деятельности применительно к сделкам об экспорте единой технологии составляют раздел VI ГК РФ "Международное частное право" (СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4552) и Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон о внешнеторговой деятельности (СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850)), а также Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859).

Международная практика показывает, что определенную сложность при заключении такого рода сделок представляет вопрос о применимом праве, когда необходимо точно установить, законодательством какого государства следует руководствоваться при разрешении спора, возникшего при исполнении указанной сделки.

Следует также иметь в виду многие ограничения и запреты, которые содержит законодательство о внешнеторговой деятельности. Например, в ст. 37 Закона о внешнеторговой деятельности говорится о запретах и ограничениях внешней торговли, торговле услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия России в международных санкциях. Так, в соответствии с указами Президента РФ, внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может быть ограничена мерами, принятие которых необходимо для участия Российской Федерации в международных санкциях в соответствии с Уставом ООН. Положения ст. 38 Закона о внешнеторговой деятельности посвящены ограничению внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации, в том числе полномочиям Правительства РФ при принятии решений о введении указанных ограничительных мер.

Следует особо подчеркнуть, что законодатель предусмотрел только одну форму экспорта единой технологии - заключение внешнеэкономического лицензионного договора. Отчуждение права на технологию за рубеж не входит в понятие экспорта единой технологии.

3. Пункт 2 комментируемой статьи вводит государственную систему регистрации сделок, предусматривающих использование единой технологии за пределами России, в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

При этом несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность.

Меры по осуществлению государственного контроля за экспортом/импортом технологий в форме регистрации внешнеэкономических сделок общеприняты в мировой практике. При этом ключевую роль играет правильный выбор компетентного органа, ответственного за проведение указанной регистрации.

На мой взгляд, законодатель при выборе компетентного органа для целей регистрации сделок, относящихся к единой технологии, отошел от правильно выбранного ориентира на законодательство о внешнеэкономической деятельности. Таким органом мог бы по праву стать федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности, располагающий всеми необходимыми ресурсами для правильной идентификации как объектов, входящих в состав единой технологии, так и субъектов права на единую технологию.

Остались вопросы по ст 1551 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 1551 ГК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.