1. На основании решения о государственной регистрации товарного знака, которое принято в порядке, установленном пунктами 2 и 4 статьи 1499 или статьей 1248 настоящего Кодекса, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение месяца со дня уплаты пошлины за государственную регистрацию товарного знака и за выдачу свидетельства на него осуществляет государственную регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.В Государственный реестр товарных знаков вносятся товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака, перечень товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, дата его государственной регистрации, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений.
2. Если заявителем не уплачена в установленном порядке пошлина, указанная в пункте 1 настоящей статьи, регистрация товарного знака не осуществляется, а соответствующая заявка признается отозванной на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.В случае оспаривания решения о регистрации товарного знака в порядке, установленном статьей 1248 настоящего Кодекса, решение о признании заявки отозванной не принимается. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.
Комментарий к статье 1503 Гражданского Кодекса РФ
В комментируемой статье определен порядок государственной регистрации товарного знака. Данная статья в первоначальной редакции воспроизводила с терминологическими изменениями положения ст. 14 "Регистрация товарного знака" Закона 1992 г. о товарных знаках.
В соответствии с ч. 1 п. 1 комментируемой статьи государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатентом, в Государственном реестре товарных знаков в течение месяца со дня уплаты пошлины за государственную регистрацию товарного знака и за выдачу свидетельства на него. В качестве оснований для осуществления государственной регистрации товарного знака определено решение о государственной регистрации товарного знака, которое принято в порядке, установленном положениями п. п. 2 и 4 ст. 1499 комментируемого параграфа или ст. 1248 комментируемой части.
Часть 1 п. 1 комментируемой статьи изложена Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции данной части как об основании государственной регистрации говорилось только о решении о государственной регистрации товарного знака, предусмотренном п. 2 ст. 1499 комментируемого параграфа, т.е. о решении, принимаемом по результатам экспертизы заявленного обозначения. Соответственно, в новой редакции ч. 1 п. 1 комментируемой статьи говорится также о решении о государственной регистрации товарного знака, принятом в рамках пересмотра Роспатентом первоначального решения о государственной регистрации товарного знака (п. 4 ст. 1499) или по результатам рассмотрения Роспатентом спора о защите интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на товарные знаки (ст. 1248). Впрочем, такие решения подразумевались и в прежней редакции данной части.
Еще одним внесенным Законом 2014 г. N 35-ФЗ изменением является то, что в прежней (первоначальной) редакции ч. 1 п. 1 комментируемой статьи говорилось об исчислении срока для государственной регистрации товарного знака со дня получения документа об уплате соответствующей пошлины, а не со дня уплаты соответствующей пошлины. Согласно п. 2.7 Перечня действий, за совершение которых взимаются пошлины (2008 г.), размер пошлины за регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства на него составляет 16200 руб.
Положения ч. 2 п. 1 комментируемой статьи определяют открытый перечень сведений, которые подлежат внесению в Государственный реестр товарных знаков. В соответствии с этими положениями в подп. 16.1.3 Регламента Минобрнауки России по ведению реестров и публикации сведений (2007 г.) предусмотрено, что в указанный реестр вносятся следующие сведения:
номер государственной регистрации товарного знака, который является также номером свидетельства на товарный знак;
товарный знак в виде словесного, изобразительного или комбинированного обозначения в заявленном цвете или цветовом сочетании или указание, относящееся к виду знака (звуковой, световой, объемный и т.п.), и его характеристика;
номер заявки на государственную регистрацию товарного знака;
дата подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака;
дата истечения срока действия исключительного права на товарный знак;
дата приоритета товарного знака;
сведения о правообладателе: полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, его место нахождения или место жительства с указанием кода страны в соответствии со стандартом ВОИС ST.3;
перечень товаров, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, сгруппированных по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков;
при государственной регистрации коллективного товарного знака указание на то, что товарный знак является коллективным знаком, с приведением сведений о лицах, имеющих право использования коллективного знака;
номер и дата первоначальной регистрации товарного знака, из которой выделена отдельная регистрация;
номер и дата регистрации товарного знака, являющегося предметом договора об отчуждении исключительного права на товарный знак в отношении части товаров;
дата государственной регистрации товарного знака;
дата публикации сведений о регистрации товарного знака;
адрес для переписки;
иные сведения, относящиеся к государственной регистрации товарного знака, в случае их наличия (в частности: указание неохраняемых элементов; цвета или цветового сочетания товарного знака; номер(-а) и дата(-ы) другой(-их) юридически связанной(-ых) заявки(-ок) или регистрации(-й)).
Там же установлено, что внесение указанных сведений сопровождается проставлением перед ними в скобках соответствующего международного цифрового кода для идентификации библиографических данных - кода ИНИД (если таковой предусмотрен стандартом ВОИС и используется при публикации).
В пункте 2 комментируемой статьи в прежней (первоначальной) редакции устанавливалось, что при непредставлении в установленном порядке документа об уплате указанной в п. 1 данной статьи пошлины регистрация товарного знака не осуществляется, а соответствующая заявка на товарный знак признается отозванной на основании решения Роспатента.
Пункт 2 комментируемой статьи изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции, в ч. 1 которой вошли указанные положения, но с изменениями - согласно новой редакции данной части изложенные последствия наступают не при непредоставлении документа об уплате пошлины, а при неуплате пошлины в установленном порядке. В части 2 п. 2 комментируемой статьи содержится нововведение Закона 2014 г. N 35-ФЗ о том, что решение о признании заявки отозванной не принимается в случае оспаривания решения о регистрации товарного знака в упомянутом выше порядке, установленном ст. 1248 комментируемой части.
Другой комментарий к статье 1503 ГК РФ
1. Комментируемая статья определяет действия Роспатента по проведению государственной регистрации товарного знака.
Сами эти действия осуществляются Роспатентом после того, как он вынес решение о государственной регистрации товарного знака, что отмечено в п. 2 ст. 1499 ГК РФ.
2. О дальнейших действиях Роспатента непосредственно после вынесения такого решения в ГК РФ прямо ничего не говорится; о них можно только догадываться.
Можно предполагать, что Роспатент обязан направить свое решение заявителю в течение определенного срока и предложить заявителю уплатить пошлину за государственную регистрацию товарного знака и за выдачу свидетельства на него. Очевидно, что заявитель должен выполнить это требование в течение определенного срока.
Из пункта 2 комментируемой статьи следует, что документ об уплате указанной в п. 1 пошлины, должен быть представлен в "установленном порядке". Между тем в ГК РФ нет никаких поручений какому-либо органу разработать и утвердить этот порядок. В этих условиях не могут применяться и ранее принятые подзаконные акты.
3. В соответствии с абз. 1 п. 1 комментируемой статьи Роспатент в течение одного месяца со дня получения от заявителя документа об уплате пошлины за государственную регистрацию товарного знака и за выдачу свидетельства должен осуществить государственную регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков.
4. В абзаце 2 п. 1 указываются основные сведения, которые вносятся в Государственный реестр товарных знаков. Это изображение товарного знака, сведения о правообладателе, дата приоритета, перечень товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, дата государственной регистрации, а также другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака.
Поскольку ГК РФ не поручил утвердить какому-либо органу порядок ведения Государственного реестра товарных знаков, то что именно имеется в виду под "другими сведениями, относящимися к регистрации товарного знака", определить трудно. Следует полагать, что здесь, по крайней мере, имеется в виду номер регистрации, который, очевидно, должен совпадать с номером свидетельства.
В Государственный реестр заносятся и последующие изменения указанных сведений.
5. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи при непредставлении "в установленном порядке" (см. по этому вопросу п. 2 комментария к данной статье) документа об уплате пошлины за регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства регистрация товарного знака не осуществляется и Роспатент принимает решение о признании соответствующей заявки на товарный знак отозванной, т.е. не порождающей никаких правовых последствий.
О патентных и иных пошлинах см. ст. 1249 ГК РФ.