Статья 1477. Товарный знак и знак обслуживания

1. На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).

2. Правила настоящего Кодекса о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

Комментарий к статье 1477 Гражданского Кодекса РФ

Комментируемый параграф посвящен праву на товарный знак и праву на знак обслуживания. Как отмечалось авторами проекта комментируемой части, правила о правовой охране товарных знаков и знаков обслуживания в основном восприняты из Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (обозначается в настоящем комментарии как Закон 1992 г. о товарных знаках), подробно регламентирующего связанные с этими объектами отношения; изменения коснулись в основном редакции и расположения отдельных статей с целью приведения положений о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товаров в соответствие с общими положениями об охране интеллектуальных прав. Также следует упомянуть о том, что существовал Закон СССР от 3 июля 1991 г. N 2293-1 "О товарных знаках и знаках обслуживания" <1>.

--------------------------------
<1> Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 30. Ст. 864.

Примечательно, что в указанный Закон 1992 г. о товарных знаках внесено большое количество изменений Федеральным законом от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" <1>, в пояснительной записке к проекту которого указывалось, что он подготовлен с учетом положений Соглашения ТРИПС, а также требований ряда международных договоров в области правовой охраны интеллектуальной собственности, участником которых является Россия, в частности: Парижской конвенции; Мадридского соглашения о международной регистрации знаков и Протокола к нему, участником которого Россия стала с 10 июня 1997 г.; Договора о законах по товарным знакам, принятого Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1503.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 50. Ст. 4927.

В пункте 3.4 разд. VII Концепции развития гражданского законодательства РФ указывалось, что современные условия экономического развития страны требуют дальнейшего совершенствования регулирования отношений, связанных с товарными знаками, знаками обслуживания и наименованиями мест происхождения товаров; прежде всего это касается уточнения положений ГК РФ, посвященных основаниям для отказа в государственной регистрации товарного знака, чтобы такая регистрация не могла явиться причиной введения потребителей в заблуждение.

В пояснительной записке к проекту Федерального закона N 47538-6 отмечалось, что изменения в отношении правовой охраны товарных знаков в основном коснулись ст. 1483 комментируемого параграфа, устанавливающей основания для отказа в государственной регистрации товарного знака; они направлены на уточнение требований, предъявляемых к регистрируемому товарному знаку в части так называемых абсолютных оснований для отказа, а также на предотвращение введения в заблуждение потребителей; кроме того, предусмотрено законодательное закрепление практики публикации Роспатентом сведений о заявках на товарные знаки и наименования мест происхождения товаров (ст. ст. 1493 и 1522), что обеспечивает большую прозрачность административных процедур, осуществляемых Роспатентом.

Комментируемая статья, открывающая подпараграф с основными положениями о праве на товарный знак и праве на знак обслуживания, содержит общие положения о товарном знаке и знаке обслуживания.

В пункте 1 комментируемой статьи установлено, что на товарный знак признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (свидетельству на товарный знак посвящена ст. 1481 комментируемого параграфа, к которой и сделана отсылка), а также определено понятие товарного знака - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Ранее ст. 1 Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ), содержавшая общие положения о товарном знаке и знаке обслуживания, определяла лишь то, что товарный знак и знак обслуживания (при этом вводилось обозначение "товарный знак") - это обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (при этом вводилось обозначение "товары") юридических или физических лиц.

Пункт 2 комментируемой статьи распространяет действие правил ГК РФ о товарных знаках на знаки обслуживания, а также определяет понятие знаков обслуживания - это обозначения, служащие для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Как говорилось выше, ранее в ст. 1 Закона 1992 г. о товарных знаках давалось единое определение товарного знака и знака обслуживания. Правило же о применении к знакам обслуживания правил о товарных знаках следовало из того, что в указанной статье вводилось единое обозначение "товарный знак" для товарного знака и знака обслуживания.

Следует подчеркнуть, что в комментируемой статье в отличие от Закона 1992 г. о товарных знаках речь идет об индивидуализации только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, т.е. не говорится о гражданах, не осуществляющих предпринимательскую деятельность. Кроме того, в комментируемой статье не говорится о публично-правовых образованиях - России, субъектах РФ и муниципальных образованиях.

Различие между работами и услугами следует из сравнения понятий договора подряда и договора возмездного оказания услуг, определенных соответственно в п. 1 ст. 702 и п. 1 ст. 779 части второй ГК РФ: по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его; по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Другой комментарий к статье 1477 ГК РФ

1. Товарный знак представляет собой наиболее широко распространенное и самое важное средство индивидуализации товаров, работ и услуг. Он является в то же время средством индивидуализации участников гражданского оборота, в основном коммерческого.

Товарный знак - действенное оружие в конкурентной борьбе за рынки сбыта товаров.

Ежегодно в России появляется около 50 тысяч новых товарных знаков. Из них - около 40 тысяч национальных регистраций и около 10 тысяч - международных.

В арбитражных судах рассматриваются ежегодно свыше одной тысячи споров по товарным знакам.

2. Термин "знак" означает предмет, который выступает как представитель другого предмета. Поэтому "товарный знак" - это "знак товара".

3. Из пункта 1 комментируемой статьи следует, что товарный знак представляет собой определенное "обозначение, служащее для индивидуализации товаров", т.е. "обозначение товара".

В связи с этим может сложиться мнение, что выражение "товарный знак" употребляется как синоним слова "обозначение". На самом деле это не так: товарный знак - это "обозначение", которое получило правовую охрану, уже признано товарным знаком. Этот вывод вытекает из других статей ГК РФ: см. п. 1 ст. 1482, ст. 1483, п. 3 ст. 1484, п. 3 ст. 1492 и др.

4. Обозначение признается товарным знаком, если оно служит для индивидуализации товаров.

Индивидуализировать - значит выделять, отделять от подобных, сходных товаров. В этом заключается основная функция товарного знака.

5. Для выполнения этой функции (этой задачи) само обозначение должно обладать "различительной способностью", т.е. способностью индивидуализировать товар.

Различительная способность не является раз и навсегда данной, имманентно присущей тому или иному обозначению: с течением времени эта способность может быть утрачена либо, наоборот, приобретена. См., например, последний абзац п. 1 ст. 1483, п. 1 ст. 1508, подп. 6 п. 1 ст. 1514 ГК РФ.

6. Указывается, что товарный знак служит для индивидуализации товаров "юридических лиц или индивидуальных предпринимателей", т.е. тех товаров, которые либо принадлежат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, либо находятся в их владении. Об указанных здесь субъектах права см. ст. 1478 ГК РФ и комментарий к ней.

7. Указывается, что на товарный знак признается исключительное право. Об этом см. ст. 1484 ГК РФ и комментарий к ней.

8. В пункте 1 комментируемой статьи устанавливается, что исключительное право на товарный знак удостоверяется свидетельством на товарный знак. Это верно только для национальных (российских) товарных знаков. Исключительное право на товарный знак, действующее в России на основе международной регистрации, свидетельством не оформляется.

9. В пункте 2 речь идет о знаках обслуживания, т.е. о тех признанных обозначениях, которые служат не для индивидуализации товаров, а для индивидуализации выполняемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

Следует считать, что во всех случаях, если иное прямо не вытекает из нормы закона, термин "товарный знак" включает и "знак обслуживания".

10. Под "обозначением, признанным товарным знаком" и под "товарным знаком" имеются в виду нематериальные объекты.

Остались вопросы по ст 1477 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 1477 ГК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.