Заявка на выдачу патента на селекционное достижение может быть подана в иностранном государстве. Расходы, связанные с охраной селекционного достижения за пределами Российской Федерации, несет заявитель.
Комментарий к статье 1445 Гражданского Кодекса РФ
Комментируемая статья, предусматривая возможность патентования селекционного достижения в иностранных государствах, устанавливает два правила: во-первых, закреплена сама возможность подачи заявки на выдачу патента на селекционное достижение в иностранном государстве; во-вторых, определено, что расходы, связанные с охраной селекционного достижения за пределами России, несет заявитель.
Тем самым с изменениями, которые не носят значимого характера, воспроизведены положения ст. 34 Закона 1993 г. о селекционных достижениях о праве на подачу заявки в другие государства: селекционер или его правопреемник вправе подать заявку на охрану селекционного достижения в компетентные органы другого государства (ч. 1); расходы, связанные с охраной прав на селекционные достижения за пределами России, несет заявитель (ч. 2).
Вместе с тем, если в условиях действия Закона 1993 г. о селекционных достижениях эти положения имели довольно декларативный характер, то в условиях действия комментируемой части первое из данных положений приобретает иное значение - из этого положения следует, что для патентования селекционного достижения в иностранных государствах не предъявляются какие-либо иные требования. Например, в отличие от ст. 1395 данной части, регламентирующей патентование изобретений или полезных моделей в иностранных государствах и в международных организациях, не требуется подача первоначальной заявки в России.
Подача заявок в государствах - участниках Международной конвенции по охране новых сортов растений регламентирована положениями ст. 10 данной Конвенции. Как предусмотрено в п. 1 указанной статьи, селекционер может выбирать Договаривающуюся Сторону, в компетентный орган которой он хотел бы подать свою первую заявку на предоставление права селекционера.
Другой комментарий к статье 1445 ГК РФ
1. Комментируемая статья посвящена вопросам патентования селекционных достижений в иностранных государствах.
В ранее действовавшем законодательстве порядок зарубежного патентования селекционных достижений регулировался ст. 34 Закона о селекционных достижений, которая почти без изменения легла в основу комментируемой статьи.
По смыслу комментируемой статьи патентование селекционных достижений в иностранных государствах означает процедуру получения охранных документов в ведомствах по селекционным достижениям, предоставляющих исключительные права на селекционные достижения, действующие на территории государства патентования.
Кроме того, возможно патентование селекционных достижений на территории группы государств определенного региона патентования.
Так, например, начиная с 1995 г. в отношении сортов растений установлен правовой режим в рамках ЕС в форме единой правовой охраны сортов растений на основании Регламента Совета ЕС N 2100/94 от 27 июля 1994 г. (Journal officiel des Communautes europennes. L 227.1 Septembre. 1994).
Для этих целей подаются заявки на получение правовой охраны сортов растений в Ведомство ЕС по сортам растений, расположенное в г. Анжере (Франция).
Ведомство ЕС по сортам растений получает заявки (2618 в 2007 г.), проводит по ним экспертизу и выдает охранные документы (свидетельства ЕС по охране сортов растений), действующие на территории всех государств - членов ЕС.
С 2005 г. ЕС становится Договаривающейся Стороной, т.е. участником Конвенции УПОВ, что влечет за собой важные правовые последствия, о которых будет сказано ниже.
Другая группа государств, на территории которых возможна правовая охрана сортов растений на основании одной заявки, - это африканские государства, связанные Бангийским соглашением 1977 г. (в редакции 1999 г.) о создании Африканской организации интеллектуальной собственности (OAPI), в которой участвуют в настоящее время 16 государств (La Propriete Industrielle. 1979. N 3. Texte 1-005; Lois et Traites de Propriete Industrielle. 2000. N 2. Texte 1-018; N 3. Texte 1-018).
В списке приложений к Бангийскому соглашению, в которых предусмотрены охраняемые объекты интеллектуальной собственности, фигурирует с 1999 г. приложение X "Охрана достижений в области растениеводства".
Важная отличительная особенность этой организации заключается в том, что Бангийское соглашение и все приложения к нему - это единое законодательство в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности для всех государств-участников. Иными словами, права на объекты интеллектуальной собственности, предусмотренные приложениями к Бангийскому соглашению, в том числе на сорта растений, считаются независимыми национальными правами.
Кроме того, OAPI, расположенная в г. Яунде (Камерун), заменяет для каждого государства-участника национальную службу по делам промышленной собственности по смыслу ст. 12 Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. с последними изменениями и дополнениями, т.е. играет роль единого патентного ведомства для государств-участников, куда могут подаваться заявки на выдачу свидетельств об охране достижений в области растениеводства.
2. Законодатель исходит из принципа свободы зарубежного патентования, т.е. свободы выбора государства патентования (или группы государств) своего селекционного достижения.
Причем эта свобода патентования не ограничена в интересах национальной безопасности в связи с возможным засекречиванием сведений, содержащихся в заявках на патент на изобретение или полезную модель, как это предусмотрено в ст. 1395 ГК РФ.
Как и прежде, расходы, связанные с охраной селекционного достижения за пределами России, несет заявитель. Иными словами, государство не оказывает помощь в зарубежном патентовании, считая это сугубо частным делом селекционеров-патентообладателей.
3. При патентовании селекционных достижений в иностранных государствах следует учитывать механизм правовой охраны прав селекционеров, предусмотренный Конвенцией УПОВ, участницей которой Россия стала с 24 апреля 1998 г. согласно Постановлению Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1577 "О присоединении Российской Федерации к международной Конвенции по охране новых сортов растений" (СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5819).
Основой этого механизма является ст. 11 Конвенции УПОВ о праве конвенционного приоритета, согласно которой селекционер, подавший в установленном порядке заявку на предоставление правовой охраны нового сорта в одной из Договаривающихся Сторон ("первая заявка"), пользуется в течение 12 месяцев правом приоритета для целей подачи заявки на предоставление права селекционера на этот сорт в компетентный орган любой другой Договаривающейся Стороны ("последующая заявка"), в том числе и в Ведомство ЕС по сортам растений с перспективой получения единого охранного документа (свидетельства ЕС по охране сортов растений), действующего на территории 27 государств - членов ЕС.