Государство стимулирует создание и использование селекционных достижений, предоставляет их авторам, а также иным обладателям исключительного права на селекционное достижение (патентообладателям) и лицензиатам, использующим селекционные достижения, льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 1417 Гражданского Кодекса РФ
Комментируемая статья соответствующим образом воспроизводит часть 1 ст. 24 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, предусматривавшую, что государство стимулирует создание и использование селекционных достижений, предоставляет авторам и хозяйствующим субъектам, использующим указанные достижения, льготные условия налогообложения и кредитования, иные льготы в соответствии с законодательством РФ.
Как видно, данная норма носит декларативный характер, что позволяет сомневаться в необходимости ее закрепления именно в акте гражданского законодательства РФ. Другие нормы, которые были закреплены в ч. ч. 2 - 4 указанной ст. 24 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, также носили декларативный характер, к тому же они явно выходили за рамки гражданских правоотношений. Соответственно, эти нормы в комментируемую статью не вошли. Речь же в указанной статье шла о приоритетности селекционных работ и их проведении в основном за счет средств республиканского бюджета России, об освобождении от налогообложения прибыли (дохода) и валютной выручки, получаемых патентообладателем и лицензиатами от использования селекционного достижения, об оставлении в распоряжении госбюджетной организации доходов, полученных госбюджетной организацией от использования селекционного достижения.
В качестве примера льготы, о которой идет речь в комментируемой статье, можно указать п. 15 Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на селекционное достижение, с государственной регистрацией перехода исключительного права на селекционное достижение к другим лицам и договоров о распоряжении этим правом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. N 735. Этот пункт предусматривает снижение на 50% размера пошлин, уплачиваемых физическим лицом, являющимся единственным автором селекционного достижения и испрашивающим патент на свое имя либо являющимся единственным автором селекционного достижения и обладателем соответствующего патента.
Другой комментарий к статье 1417 ГК РФ
1. Комментируемая статья представляет собой яркий пример декларативной нормы, имеющей отсылочный характер. Формулировка комментируемой статьи претерпела существенные изменения по сравнению с ее прототипом в ранее действовавшем законодательстве (ст. 24 Закона о селекционных достижениях). Из текста комментируемой статьи исключено упоминание о льготных условиях налогообложения и кредитования, что в принципе является самым важным для целей стимулирования создания и использования селекционных достижений.
Кроме того, новое законодательство о селекционных достижениях не восприняло ранее действующую норму абзаца третьего ст. 24 Закона о селекционных достижениях о том, что прибыль (доход) и валютная выручка, получаемые патентообладателем и лицензиатами от использования селекционного достижения, не подлежат налогообложению в течение двух лет после допуска селекционного достижения к использованию; по сортам винограда, древесных, декоративных, плодовых культур и лесных пород, в том числе их подвоев, этот срок составлял пять лет.
2. Нормы общего характера о государственной поддержке производства сельскохозяйственной продукции, стимулировании инвестиций в агропромышленный комплекс, развитии науки и инновационной деятельности, племенного животноводства и элитного семеноводства закреплены в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 27).
Для реализации указанных целей Правительством РФ утверждается на пятилетний период Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
3. В сфере налогообложения можно отметить некоторые фрагментарные льготные условия для субъектов инновационной деятельности, которые в незначительной степени распространяются на агропромышленный комплекс.
В указанной сфере можно отметить лишь ст. 346.1 НК РФ, которая позволяет организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимися сельскохозяйственными товаропроизводителями, перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога. При этом такие организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога; с некоторыми исключениями они не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Вместе с тем законодатель не счел нужным распространить благоприятный налоговый режим в отношении исключительных прав на селекционные достижения в связи с принятием Федерального закона от 19 июля 2007 г. N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности" (СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 3991).
Указанным Законом п. 2 ст. 149 НК РФ дополнен подп. 26, согласно которому не подлежат налогообложению передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. Отсутствие в упомянутом выше перечне исключительных прав на селекционные достижения свидетельствует о явном промахе законодателя, который необходимо исправить.
В целом можно констатировать декларативность комментируемой статьи и, как следствие, отсутствие государственного стимулирования инновационной селекционной деятельности.