1. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности публикует в официальном бюллетене сведения о выдаче патента на изобретение или полезную модель, включающие имя автора (если автор не отказался быть упомянутым в качестве такового), имя или наименование патентообладателя, название и формулу изобретения или полезной модели.Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности публикует в официальном бюллетене сведения о выдаче патента на промышленный образец, включающие имя автора (если автор не отказался быть упомянутым в качестве такового), имя или наименование патентообладателя, название промышленного образца и изображение изделия, дающие полное представление о всех существенных признаках промышленного образца.Состав публикуемых сведений определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.
2. После публикации в соответствии с настоящей статьей сведений о выдаче патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец любое лицо вправе ознакомиться с документами заявки и отчетом об информационном поиске. Порядок ознакомления с документами заявки и отчетом об информационном поиске устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.
Комментарий к статье 1394 Гражданского Кодекса РФ
Комментируемая статья предусматривает и регламентирует публикацию сведений о выдаче патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец. В первоначальной редакции данной статьи были воспроизведены положения ст. 25 "Публикация сведений о выдаче патента" Патентного закона 1992 г. (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ).
В пункте 1 комментируемой статьи установлена необходимость публикации федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатентом в официальном бюллетене сведений о выдаче патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец. Публикуемые сведения в соответствии с ч. ч. 1 и 2 данного пункта должны включать:
сведения о выдаче патента на изобретение или полезную модель - имя автора (если автор не отказался быть упомянутым в качестве такового), имя или наименование патентообладателя, название и формулу изобретения или полезной модели;
сведения о выдаче патента на промышленный образец - имя автора (если автор не отказался быть упомянутым в качестве такового), имя или наименование патентообладателя, название промышленного образца и изображение изделия, дающие полное представление о всех существенных признаках промышленного образца.
Пункт 1 комментируемой статьи изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции ч. 1 данного пункта в отношении публикуемых сведений о выдаче патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец в общем указывалось, что они должны включать имя автора (если автор не отказался быть упомянутым в качестве такового), имя или наименование патентообладателя, название и формулу изобретения или полезной модели либо перечень существенных признаков промышленного образца и его изображение.
Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 1366), соответствующими изданиями согласно Положению об официальных изданиях Роспатента (2013 г.) являются официальный бюллетень Роспатента "Изобретения. Полезные модели" и официальный бюллетень Роспатента "Промышленные образцы".
В части 3 п. 1 комментируемой статьи полномочие по определению состава публикуемых сведений делегировано федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, т.е. Минобрнауки России (см. комментарий к ст. 1246). До того как данный пункт был изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции, это предусматривалось в его ч. 2. Состав сведений, указываемых при публикации сведений о выдаче патента в официальном бюллетене, определен в п. 24.2 Регламента Минобрнауки России по ведению реестров и публикации сведений (2007 г.).
Часть 1 п. 2 комментируемой статьи устанавливает, что после публикации в соответствии с данной статьей сведений о выдаче патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец любому лицу предоставляется право ознакомиться с документами заявки и отчетом об информационном поиске.
В части 2 данного пункта полномочие по установлению порядка ознакомления с документами заявки и отчетом об информационном поиске делегировано федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, т.е. Минобрнауки России.
Соответствующее регулирование закреплено в п. 27.3 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.): после публикации сведений о выдаче патента Роспатент на основании комментируемой статьи предоставляет материалы заявки для ознакомления любых лиц; Роспатент осуществляет выкладку собственно заявки, прилагаемых к ней документов, дополнительных материалов, представленных заявителем в процессе переписки, и документов экспертизы; при ознакомлении с материалами заявки не предоставляется доступ к сведениям об авторе(-ах), если они не были опубликованы, и к сведениям о месте жительства автора(-ов); к дополнительным материалам, представляющим собой информацию, полученную при проведении доклинических или клинических исследований, оформленным в виде отдельного документа, доступ при ознакомлении с материалами заявки не предоставляется; копии выложенных материалов могут быть предоставлены любому лицу при условии соответствующей оплаты.
Подобные положения содержатся в п. 23.2 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на полезную модель (2008 г.) и п. 24.2 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на промышленный образец (2008 г.).
Другой комментарий к статье 1394 ГК РФ
1. Комментируемая статья посвящена публикации сведений о выдаче патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец. Она имеет чрезвычайно важное значение как для патентообладателя, так и для третьих лиц.
Именно с этой даты третьи лица (разработчики, деловые круги) знают или, во всяком случае, должны знать (презюмируется, что предприниматели-конкуренты обязаны должным образом отслеживать нововведения в соответствующих областях техники или художественно-конструкторского творчества) о чужих патентных правах и не нарушать последние.
2. В связи с вышеизложенным возникает основополагающий в патентном праве вопрос о начале действия запретительной (негативной) функции патента.
К сожалению, ГК РФ (как и ранее действовавший Патентный закон РФ) обходит этот вопрос молчанием. Ни в ст. 1229 ГК РФ, ни в ст. 1358 ГК РФ нет ответа на вопрос, с какой даты третьи лица не могут использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности без согласия патентообладателя, т.е. с какой даты начинает действовать запретительная функция исключительного права на изобретение.
Представляется единственно верным решением в данной ситуации использование систематического толкования ст. 1392, 1393 и ст. 1394 ГК РФ.
Как известно, в ст. 1392 ГК РФ определен период действия временной правовой охраны изобретения - со дня публикации сведений о заявке до даты публикации сведений о выдаче патента, которые предоставляют патентообладателю право на получение денежной компенсации. Следовательно, поскольку этот период перекрыт временной правовой охраной, "постоянная" правовая охрана может наступить именно с даты публикации сведений о выдаче патента, а не с даты регистрации изобретения в государственном реестре, совпадающей с датой выдачи патента.
В противном случае - если датой начала действия исключительного права будет признана дата выдачи патента, а не дата его публикации - будет открыт путь для объективного вменения, т.е. третьи лица могут понести ответственность без вины.
Вполне очевидно, что по аналогии (ст. 6 ГК РФ) данный вывод можно применить к полезным моделям и промышленным образцам, хотя в отношении этих результатов интеллектуальной деятельности не предусмотрена публикация сведений о заявке и связанная с такой публикацией временная правовая охрана.
Следует отметить, что в государствах с развитым правопорядком (в патентных законодательствах или судебной практике) начало действия исключительного права связывают именно с датой публикации сведений о патенте.
3. В абзаце первом п. 1 комментируемой статьи установлен перечень основных сведений о выдаче патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, который должен публиковать федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в официальных бюллетенях ("Изобретения. Полезные модели", "Промышленные образцы").
В состав этих сведений входят: имя автора (если автор не отказался быть упомянутым в качестве такового), имя или наименование патентообладателя, название и формула изобретения или полезной модели, перечень существенных признаков промышленного образца и его изображение.
Остальной состав публикуемых сведений, согласно абзацу второму п. 1 комментируемой статьи, определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. В соответствии с ранее действовавшим законодательством (ст. 25 Патентного закона РФ) полный состав публикуемых сведений определялся федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
В полный состав публикуемых сведений о выдаче патента, кроме сведений, указанных в абзаце первом п. 1 комментируемой статьи, входят, согласно п. 19.1 проекта Регламента по ведению реестров и публикации сведений, следующие сведения:
- регистрационный номер изобретения, полезной модели, промышленного образца (номер патента);
- индекс (индексы) рубрик МПК, установленный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности для данного изобретения, полезной модели, МКПО, установленный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности для данного промышленного образца;
- номер и дата подачи заявки на изобретение, полезную модель, промышленный образец, по которой выдан патент;
- дата публикации сведений о заявке и номер бюллетеня (только для патента на изобретение);
- номер, дата и код в соответствии со стандартом ВОИС ST.3 страны подачи заявки (дату поступления дополнительных материалов по ней), на основании которой установлен приоритет изобретения, полезной модели, промышленного образца, если по заявке установлена более ранняя дата приоритета, чем дата подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности;
- код страны места жительства автора изобретения, полезной модели, промышленного образца и места жительства (места нахождения) патентообладателя в соответствии со стандартом ВОИС ST.3, адрес для переписки с патентообладателем или его представителем;
- чертеж (графический материал) при наличии необходимости и технической возможности его приведения (для патентов на изобретения, полезных моделей);
- изображения промышленного образца (группы промышленных образцов);
- сведения о поданном в соответствии с п. 1 ст. 1366 ГК РФ заявлении об обязательстве заключить договор об отчуждении патента (только по патентам на изобретения).
При публикации сведений о выдаче патента на изобретение дополнительно публикуются источники информации, принятые во внимание при экспертизе.
4. В абзаце первом п. 2 комментируемой статьи закреплено право любого лица на ознакомление с документами заявки и отчетом об информационном поиске после публикации сведений о выдаче патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец.
Следует иметь в виду, что в упомянутой выше норме речь идет о праве на ознакомление не с материалами заявки, а с документами заявки, перечень которых указан соответственно в п. 2 ст. 1375 ГК РФ (см. комментарий к указанной статье), п. 2 ст. 1376 ГК РФ (см. комментарий к ней) и в п. 2 ст. 1377 ГК РФ (см. комментарий к этой статье).
В абзаце втором п. 2 комментируемой статьи определен орган, который компетентен устанавливать порядок ознакомления с документами заявки и отчетом об информационном поиске - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.
В соответствии с ранее действовавшим законодательством (ст. 25 Патентного закона РФ) этими полномочиями располагал федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.