1. Если в результате экспертизы заявки на изобретение по существу установлено, что заявленное изобретение, которое выражено формулой, предложенной заявителем, не относится к объектам, указанным в пункте 4 статьи 1349 настоящего Кодекса, соответствует условиям патентоспособности, предусмотренным статьей 1350 настоящего Кодекса, и сущность заявленного изобретения в документах заявки, предусмотренных подпунктами 1-4 пункта 2 статьи 1375 настоящего Кодекса и представленных на дату ее подачи, раскрыта с полнотой, достаточной для осуществления изобретения, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности принимает решение о выдаче патента на изобретение с этой формулой. В решении указываются дата подачи заявки на изобретение и дата приоритета изобретения.Если в процессе экспертизы заявки на изобретение по существу установлено, что заявленное изобретение, которое выражено формулой, предложенной заявителем, не соответствует хотя бы одному из требований или условий патентоспособности, указанных в абзаце первом настоящего пункта, либо документы заявки, указанные в абзаце первом настоящего пункта, не соответствуют предусмотренным этим абзацем требованиям, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности принимает решение об отказе в выдаче патента.До принятия решения об отказе в выдаче патента федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности направляет заявителю уведомление о результатах проверки патентоспособности заявленного изобретения с предложением представить свои доводы по приведенным в уведомлении мотивам. Ответ заявителя, содержащий доводы по приведенным в уведомлении мотивам, может быть представлен в течение шести месяцев со дня направления ему уведомления.
2. Заявка на изобретение признается отозванной в соответствии с положениями настоящей главы на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
3. Решение федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о выдаче патента на изобретение, об отказе в выдаче патента на изобретение или о признании заявки на изобретение отозванной может быть оспорено заявителем путем подачи возражения в указанный федеральный орган исполнительной власти в течение семи месяцев со дня направления им заявителю соответствующего решения или запрошенных в указанном федеральном органе исполнительной власти копий материалов, которые противопоставлены заявке и указаны в решении об отказе в выдаче патента, при условии, что заявитель запросил копии этих материалов в течение трех месяцев со дня направления решения, принятого по заявке на изобретение. (Статья в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.
Комментарий к статье 1387 Гражданского Кодекса РФ
В комментируемой статье регламентированы процедуры принятия федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатентом решения о выдаче патента на изобретение, об отказе в его выдаче или о признании заявки отозванной. Ранее подобная регламентация устанавливалась положениями п. п. 8 и 9 ст. 21 Патентного закона 1992 г. (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ). Эти положения были воспроизведены в первоначальной редакции комментируемой статьи, но данная статья изложена Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. О внесенных изменениях сказано ниже.
Положения ч. ч. 1 и 2 п. 1 комментируемой статьи предусматривают случаи принятия Роспатентом соответственно решения о выдаче патента на изобретение и об отказе в его выдаче:
решение о выдаче патента на изобретение с соответствующей формулой согласно ч. 1 данного пункта принимается в случае, когда в результате экспертизы заявки на изобретение по существу установлено, что заявленное изобретение, которое выражено формулой, предложенной заявителем, не относится к объектам, указанным в п. 4 ст. 1349 комментируемой главы, соответствует условиям патентоспособности, предусмотренным ст. 1350 данной главы, и сущность заявленного изобретения в документах заявки, предусмотренных подп. 1 - 4 п. 2 ст. 1375 данной главы и представленных на дату ее подачи, раскрыта с полнотой, достаточной для осуществления изобретения. При этом предусмотрено, что в решении о выдаче патента должны быть указаны дата подачи заявки на изобретение и дата приоритета изобретения;
решение об отказе в выдаче патента в соответствии с ч. 2 данного пункта принимается в случае, когда в процессе экспертизы заявки на изобретение по существу установлено, что заявленное изобретение, которое выражено формулой, предложенной заявителем, не соответствует хотя бы одному из требований или условий патентоспособности, указанных в ч. 1 данного пункта, либо документы заявки, указанные в ч. 1 данного пункта, не соответствуют предусмотренным этой частью требованиям.
Приведенные положения детализированы изменениями, внесенными Законом 2014 г. N 35-ФЗ. Содержащаяся в прежней (первоначальной) редакции ч. ч. 1 и 2 п. 1 комментируемой статьи сводилась к следующим положениям:
если в результате экспертизы заявки на изобретение по существу установлено, что заявленное изобретение, выраженное формулой, предложенной заявителем, соответствует условиям патентоспособности, предусмотренным ст. 1350 комментируемой главы, Роспатент принимает решение о выдаче патента на изобретение с этой формулой. В решении указывается дата приоритета изобретения;
если в процессе экспертизы заявки на изобретение по существу установлено, что заявленное изобретение, выраженное формулой, предложенной заявителем, не соответствует условиям патентоспособности, предусмотренным ст. 1350 комментируемой главы, Роспатент принимает решение об отказе в выдаче патента.
Вместе с тем детализация данных положений содержалась в Регламенте Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.). Так, согласно п. 11 данного Регламента основанием для отказа в выдаче патента является решение об отказе в выдаче патента, принятое в связи со следующими обстоятельствами:
1) заявленное предложение относится к предложениям, которые не являются изобретениями согласно п. 5 ст. 1350 комментируемой главы (п. 10.4.3.2 данного Регламента);
2) заявленное предложение относится к предложениям, которым не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения согласно п. 6 ст. 1350 комментируемой главы (п. 10.4.3.3 данного Регламента);
3) заявленное изобретение не соответствует условиям патентоспособности, предусмотренным ст. 1350 комментируемой главы.
В части 3 п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что до принятия решения об отказе в выдаче патента Роспатент направляет заявителю уведомление о результатах проверки патентоспособности заявленного изобретения с предложением представить свои доводы по приведенным в уведомлении мотивам. При этом установлено, что ответ заявителя, содержащий доводы по приведенным в уведомлении мотивам, может быть представлен в течение шести месяцев со дня направления ему уведомления. Прежняя (первоначальная) редакция рассматриваемой части указывала, что доводы заявителя учитываются при принятии решения, если они представлены в течение шести месяцев со дня получения им уведомления. Кроме того, Законом 2014 г. N 35-ФЗ из данной части исключено указание на возможность направления Роспатентом соответствующего уведомления до принятия решения о выдаче патента.
Пункт 2 комментируемой статьи определяет, что заявка на изобретение признается отозванной в соответствии с положениями комментируемой главы на основании решения Роспатента. В прежней (первоначальной) редакции данного пункта содержались такие же положения, но при этом указывалось, что они не касаются случая, когда заявка на изобретение отзывается заявителем. Соответственно, внесенное Законом 2014 г. N 35-ФЗ изменение носит лишь уточняющий характер. Рассматриваемые положения означают, что заявка приобретает статус признанной отозванной при наличии соответствующего решения Роспатента. Отзыв на основании ст. 1380 комментируемой главы заявки на изобретение является именно отзывом заявки, в этом случае решение о признании заявки отозванной Роспатентом не выносится.
В пункте 3 комментируемой статьи предусмотрена и регламентирована возможность оспаривания заявителем решения Роспатента о выдаче патента на изобретение, об отказе в выдаче патента на изобретение или о признании заявки на изобретение отозванной: оспаривание соответствующего решения осуществляется путем подачи возражения в Роспатент; срок, в течение которого может быть подано возражение, составляет семь месяцев со дня направления Роспатентом заявителю соответствующего решения или запрошенных в Роспатенте копий материалов, противопоставленных заявке и указанных в решении об отказе в выдаче патента, при условии, что заявитель запросил копии этих материалов в течение трех месяцев со дня направления решения, принятого по заявке на изобретение.
До внесения Законом 2014 г. N 35-ФЗ изменений говорилось, во-первых, о возможности подачи возражения в палату по патентным спорам, а не в Роспатент, во-вторых, о сроке в шесть месяцев со дня получения заявителем соответствующих решения или документов, а не сроке в семь месяцев со дня направления Роспатентом заявителю соответствующих решения или документов, и, в-третьих, о сроке два месяца со дня получения решения, принятого по заявке на изобретение, а не сроке три месяца со дня направления такого решения.
Согласно п. 2 ст. 1406 комментируемой главы в случаях, указанных в комментируемой статье, защита патентных прав осуществляется в административном порядке в соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 1248 комментируемой главы (см. комментарий к указанной статье).
Другой комментарий к статье 1387 ГК РФ
1. В комментируемой статье урегулированы вопросы вынесения решений федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности о выдаче патента на изобретение, об отказе в его выдаче, о признании заявки на изобретение отозванной, а также вопросы обжалования указанных решений.
В ранее действовавшем патентном законодательстве аналогичные вопросы были урегулированы в п. 8 и 9 ст. 21 Патентного закона РФ.
2. В пункте 1 комментируемой статьи приведены основания, согласно которым принимаются решения о выдаче патента на изобретение либо отказе в его выдаче.
3. Абзац первый данной статьи посвящен решению о выдаче патента на изобретение. Такое решение принимается в том случае, если установлено, что заявленное изобретение, выраженное формулой, предложенной заявителем, соответствует условиям патентоспособности, предусмотренной ст. 1350 ГК РФ (имеется техническое решение, оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо).
Следует иметь в виду, что в практике экспертизы к формуле изобретения, предложенной заявителем, причисляется и формула, составленная экспертом и направленная на согласование заявителю, в отношении которой от заявителя получен положительный ответ.
Если при подготовке решения о выдаче патента будут обнаружены недостатки описания и/или чертежей, о необходимости устранения которых заявитель не уведомлялся ранее, то заявителю может быть предложено представить уточненные описание и/или чертежи в двухмесячный срок с даты получения такого уведомления. Если заявитель в установленный срок не представит уточненное описание, то оно будет опубликовано с указанными недостатками.
Кроме того, когда в описании изобретения содержатся сведения об необщедоступных источниках информации либо недопустимые элементы (в частности, выражения, чертежи, рисунки, фотографии и иные материалы, противоречащие морали и общественному порядку, пренебрежительные высказывания по отношению к продукции или технологическим процессам, а также заявкам или охранным документам других лиц), заявитель уведомляется о том, что описание будет опубликовано с соответствующими купюрами.
Если предложенная заявителем формула изобретения содержит ошибки в орфографии, пунктуации и т.п., то в формулу изобретения вносятся соответствующие исправления.
4. При установлении несоответствия заявленного изобретения, выраженного формулой, предложенной заявителем, хотя бы одному условию патентоспособности, принимается решение об отказе в выдаче патента (абзац второй п. 1 комментируемой статьи).
В проекте Регламента по изобретениям приведены конкретные случаи, когда принимаются отказные решения.
Так, например, принимается решение об отказе в выдаче патента:
- если установлено, что заявленное изобретение, охарактеризованное в многозвенной формуле, имеющей один независимый пункт и зависимые пункты, не соответствует одному из условий патентоспособности в отношении независимого пункта, а заявитель отказывается скорректировать этот пункт формулы;
- если установлена патентоспособность изобретения, охарактеризованного в независимом пункте формулы, не имеющей других независимых пунктов, а характеристика изобретения, содержащаяся в зависимых пунктах, такова, что она препятствует осуществлению изобретения или реализации указанного заявителем назначения либо является основанием для отнесения изобретения к решениям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и нормам морали, и заявитель отказывается скорректировать либо исключить из формулы такие зависимые пункты.
5. В абзаце третьем п. 1 комментируемой статьи сформулирована норма, которая, в целом, благоприятна для заявителей в процессе принятия федеральным органом по исполнительной власти интеллектуальной собственности решения о выдаче патента или об отказе в выдаче патента.
Согласно этой норме до принятия такого решения указанный федеральный орган направляет заявителю уведомление о результатах проверки патентоспособности заявленного изобретения с предложением представить свои доводы по приведенным в уведомлении мотивам.
Иными словами, заявителю предлагается вступить в полемику с органом экспертизы с изложением своих контраргументов относительно содержания результатов проверки патентоспособности его заявленного изобретения. При условии представления таких контраргументов (доводов) в течение шести месяцев со дня получения заявителем уведомления они учитываются при принятии решения по заявке.
6. В пункте 2 комментируемой статьи дано определение заявки, признанной отозванной, которое отсутствовало в ранее действовавшем законодательстве.
Заявка признается отозванной в соответствии с положениями комментируемой главы на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, за исключением случая, когда она отзывается заявителем.
Правовой смысл легального разграничения двух видов отозванной заявки - заявки, которая признана отозванной, и заявки, отозванной заявителем, заключается в более четком определении их правовых последствий, хотя и прежде такие последствия вытекали из соответствующих правовых норм. Только решения указанного федерального органа о признании заявки отозванной могут быть оспорены как в административном, так и в судебном порядке.
7. В пункте 3 комментируемой статьи определены виды решений федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, которые могут быть оспорены заявителем в административной инстанции:
- об отказе в выдаче патента на изобретение;
- о выдаче патента на изобретение;
- о признании заявки на изобретение отозванной.
Упомянутые выше решения могут быть оспорены заявителем путем подачи возражения в палату по патентным спорам в течение шести месяцев со дня получения им запрошенных у указанного федерального органа исполнительной власти копий материалов, противопоставленных заявке и указанных в решении об отказе в выдаче патента (если заявитель запросил копии этих материалов в течение двух месяцев со дня получения решения, принятого по заявке).
Практический смысл обжалования заявителем решения о выдаче патента возникает, например, в том случае, когда решение принято по поводу изобретения, охарактеризованного в формуле, которая не предлагалась заявителем и которая не устраивает последнего.