Статья 1381. Установление приоритета изобретения, полезной модели или промышленного образца

1. Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца устанавливается по дате подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

2. Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца может быть установлен по дате поступления дополнительных материалов, если они оформлены заявителем в качестве самостоятельной заявки, которая подана до истечения трехмесячного срока со дня получения заявителем уведомления федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о невозможности принять во внимание дополнительные материалы в связи с признанием их изменяющими сущность заявленного решения, и при условии, что на дату подачи такой самостоятельной заявки заявка, содержащая указанные дополнительные материалы, не отозвана и не признана отозванной.

3. Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца может быть установлен по дате подачи тем же заявителем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности более ранней заявки, раскрывающей эти изобретение, полезную модель или промышленный образец, при условии, что более ранняя заявка не отозвана, не признана отозванной и по ней не состоялась государственная регистрация изобретения, полезной модели или промышленного образца в соответствующем реестре на дату подачи заявки, в которой испрашивается приоритет, и при этом заявка на изобретение, в которой испрашивается приоритет, подана в течение двенадцати месяцев с даты подачи более ранней заявки, а заявка на полезную модель или промышленный образец - в течение шести месяцев с даты подачи более ранней заявки. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.При подаче заявки, в которой испрашивается приоритет, более ранняя заявка признается отозванной. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.Приоритет не может устанавливаться по дате подачи заявки, в которой уже испрашивался более ранний приоритет. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

4. Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца по выделенной заявке устанавливается по дате подачи тем же заявителем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности первоначальной заявки, раскрывающей эти изобретение, полезную модель или промышленный образец, а при наличии права на установление более раннего приоритета по первоначальной заявке - по дате этого приоритета при условии, что на дату подачи выделенной заявки первоначальная заявка на изобретение, полезную модель или промышленный образец не отозвана и не признана отозванной и выделенная заявка подана до того, как исчерпана предусмотренная настоящим Кодексом возможность подать возражение на решение об отказе в выдаче патента по первоначальной заявке, либо до даты регистрации изобретения, полезной модели или промышленного образца, если по первоначальной заявке принято решение о выдаче патента.

5. Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца может быть установлен на основании нескольких ранее поданных заявок или дополнительных материалов к ним с соблюдением условий, предусмотренных соответственно пунктами 2, 3 и 4 настоящей статьи и статьей 1382 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 1381 Гражданского Кодекса РФ

В комментируемой статье определен порядок установления приоритета изобретения, полезной модели или промышленного образца. Первоначальная редакция данной статьи воспроизводила положения п. п. 1, 3 - 6 ст. 19 Патентного закона 1992 г. (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ).

Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет общее правило о том, что приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца устанавливается по дате подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. в Роспатент заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Правила определения даты поступления в Роспатент заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец предусмотрены соответственно в п. 3 ст. 1375, п. 3 ст. 1376 и п. 3 ст. 1377 комментируемой главы. Положения п. п. 2 - 4 комментируемой статьи, а также положения ст. 1382 комментируемой главы, в соответствии с которыми устанавливается конвенционный приоритет изобретения, полезной модели и промышленного образца, предусматривают возможность установления приоритета по дате более ранней, чем дата подачи заявки.

В пункте 2 комментируемой статьи регламентировано установление приоритета изобретения, полезной модели или промышленного образца по дате поступления дополнительных материалов к ранее поданной заявке: приоритет может быть установлен по дате поступления дополнительных материалов, если они оформлены заявителем в качестве самостоятельной заявки, которая подана до истечения трехмесячного срока со дня получения заявителем уведомления Роспатента о невозможности принять во внимание дополнительные материалы в связи с признанием их изменяющими сущность заявленного решения, и при условии, что на дату подачи такой самостоятельной заявки заявка, содержащая указанные дополнительные материалы, не отозвана и не признана отозванной.

Соответственно данным положениям п. 24.3.2.2 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.) предусматривает, что при испрашивании заявителем приоритета изобретения по дате поступления дополнительных материалов к ранее поданной заявке проверяется соблюдение следующих условий (здесь и далее необходимо учитывать, что аналогичное регулирование содержится в Регламенте Минобрнауки России по действиям с заявками на полезную модель (2008 г.) и Регламенте Минобрнауки России по действиям с заявками на промышленный образец (2008 г.)):

подача в Роспатент заявки, по которой испрашивается такой приоритет, заявителем первой заявки или его правопреемником в течение трех месяцев со дня получения заявителем уведомления Роспатента о невозможности принятия во внимание дополнительных материалов в связи с признанием их изменяющими сущность заявленного изобретения. В том случае, когда вывод о признании дополнительных материалов изменяющими сущность получен в результате рассмотрения заявки на экспертном совещании и зафиксирован в протоколе, датой получения заявителем указанного уведомления считается дата получения заявителем копии протокола;

заявка, к которой поданы дополнительные материалы, являющиеся основанием для испрашивания приоритета, не отозвана и не признана отозванной на дату подачи заявки, по которой испрашивается приоритет.

Положения п. 3 комментируемой статьи регламентируют установление приоритета изобретения, полезной модели или промышленного образца по дате подачи более ранней заявки того же заявителя. В части 1 данного пункта предусмотрена сама возможность установления приоритета по дате подачи тем же заявителем в Роспатент более ранней заявки, раскрывающей эти изобретение, полезную модель или промышленный образец. При этом определены два условия, при одновременном соблюдении которых может быть установлен такой приоритет:

более ранняя заявка не отозвана, не признана отозванной и по ней не состоялась государственная регистрация изобретения, полезной модели или промышленного образца в соответствующем реестре на дату подачи заявки, в которой испрашивается приоритет;

заявка на изобретение, в которой испрашивается приоритет, подана в течение 12 месяцев с даты подачи более ранней заявки, а заявка на полезную модель или промышленный образец - в течение шести месяцев с даты подачи более ранней заявки.

Данная часть изложена Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции, но по существу внесено лишь одно изменение - включено указание на необходимость отсутствия государственной регистрации изобретения, полезной модели или промышленного образца по более ранней заявке.

Как предусмотрено в ч. ч. 2 и 3 п. 3 комментируемой статьи, при подаче заявки, в которой испрашивается приоритет, более ранняя заявка признается отозванной; приоритет не может устанавливаться по дате подачи заявки, в которой уже испрашивался более ранний приоритет. В эти положения Законом 2014 г. N 35-ФЗ внесены уточняющие изменения - ранее говорилось о соответствующей заявке, по которой испрашивается приоритет, а не заявке, в которой испрашивается приоритет. Такие же изменения внесены в ч. 1 данного пункта.

Соответственно прежней редакции положений п. 3 комментируемой статьи п. 24.3.2.3 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.) в отношении установления приоритета по дате подачи более ранней заявки того же заявителя указывает следующее:

при испрашивании заявителем приоритета изобретения по дате подачи в Роспатент его более ранней заявки проверяется соблюдение следующих условий: подача в Роспатент заявки, по которой испрашивается такой приоритет, заявителем более ранней заявки или его правопреемником в течение 12 месяцев с даты подачи более ранней заявки на изобретение или в течение шести месяцев с даты подачи более ранней заявки на полезную модель; по ранее поданной заявке не испрашивался приоритет изобретения или полезной модели более ранний, чем дата подачи этой заявки; ранее поданная заявка не отозвана и не признана отозванной на дату подачи заявки, по которой испрашивается приоритет;

при испрашивании приоритета на основании нескольких ранее поданных заявок указанные условия должны быть соблюдены в отношении каждой из них;

при подаче заявки с испрашиванием указанного приоритета более ранняя заявка признается отозванной, о чем заявитель уведомляется.

В пункте 4 комментируемой статьи регламентировано установление приоритета изобретения, полезной модели или промышленного образца по выделенной заявке: приоритет устанавливается по дате подачи тем же заявителем в Роспатент первоначальной заявки, раскрывающей эти изобретение, полезную модель или промышленный образец, а при наличии права на установление более раннего приоритета по первоначальной заявке - по дате этого приоритета при условии, что на дату подачи выделенной заявки первоначальная заявка на изобретение, полезную модель или промышленный образец не отозвана и не признана отозванной и выделенная заявка подана до того, как исчерпана предусмотренная ГК РФ возможность подать возражение на решение об отказе в выдаче патента по первоначальной заявке, либо до даты регистрации изобретения, полезной модели или промышленного образца, если по первоначальной заявке принято решение о выдаче патента.

Соответственно данным положениям п. 24.3.2.4 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.) предусматривает следующее в отношении установления приоритета изобретения по выделенной заявке:

при испрашивании заявителем приоритета изобретения по выделенной заявке проверяется соблюдение следующих условий: подача в Роспатент выделенной заявки заявителем первоначальной заявки или его правопреемником до принятия по первоначальной заявке на изобретение или на полезную модель решения об отказе в выдаче патента, возможность подачи возражения на которое исчерпана, или до государственной регистрации изобретения или полезной модели в соответствующем государственном реестре РФ в случае принятия по первоначальной заявке решения о выдаче патента; первоначальная заявка не отозвана и не признана отозванной на дату подачи выделенной заявки;

при соблюдении указанных условий приоритет изобретения устанавливается по дате подачи первоначальной заявки, а при наличии права приоритета по первоначальной заявке - по дате этого приоритета. Если первоначальная заявка является конвенционной, то датой подачи выделенной заявки считается дата подачи конвенционной заявки в Роспатент.

Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает возможность установления приоритета изобретения, полезной модели или промышленного образца на основании нескольких ранее поданных заявок или дополнительных материалов к ним. При этом должны быть соблюдены условия, предусмотренные соответственно положениями п. п. 2, 3 и 4 данной статьи, а также положениями ст. 1382 комментируемой главы, в соответствии с которыми устанавливается конвенционный приоритет изобретения, полезной модели и промышленного образца.

В пункте 5 комментируемой статьи говорится о случае, когда заявителем испрашивается несколько приоритетов. Соответственно данному пункту в п. 24.3.2.5 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.) предусмотрено, что в этом случае в зависимости от указанных заявителем оснований для испрашивания таких приоритетов проверяется соблюдение условий, перечисленных в п. п. 24.3.2.1 - 24.3.2.4 данного Регламента; в частности, если для изобретения, охарактеризованного в одном из независимых пунктов формулы изобретения, испрашивается приоритет по дате подачи более ранней заявки того же заявителя (п. 24.3.2.3 данного Регламента), а в отношении изобретения, охарактеризованного в другом независимом пункте, - по дате поступления дополнительных материалов к этой заявке (п. 24.3.2.2 данного Регламента), то в отношении каждого из указанных изобретений должны быть соблюдены условия, приведенные в соответствующем пункте.

Как установлено в п. 24.3.2.6 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.), при соблюдении требований, указанных в п. п. 24.3.2.1 - 24.3.2.4 данного Регламента, в отношении заявленного изобретения устанавливается испрашиваемый приоритет; в случае выявления несоблюдения хотя бы одного из условий, указанных в п. п. 24.3.2.1 - 24.3.2.4 данного Регламента, приоритет изобретения устанавливается (с предварительным уведомлением об этом заявителя) в соответствии с п. 24.3.1 данного Регламента по дате подачи заявки в Роспатент; если указанное условие не соблюдено в отношении какого-либо изобретения из охарактеризованных в многозвенной формуле, приоритет по дате подачи заявки в Роспатент устанавливается только для этого изобретения.

Другой комментарий к статье 1381 ГК РФ

1. Раздел 2 параграфа 5 гл. 72 ГК РФ посвящен чрезвычайно важному институту патентного права - приоритету изобретения, полезной модели и промышленного образца.

Прежде вопросы приоритета были урегулированы в единственной и довольно объемной ст. 19 Патентного закона РФ. Упомянутый раздел 2 состоит из трех статей, которые в принципе повторяют положения ст. 19 Патентного закона РФ.

2. В пункте 1 комментируемой статьи предусмотрено общее правило установления приоритета изобретения, полезной модели или промышленного образца: по дате подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Под приоритетом обычно понимается признание указанным федеральным органом первенства в оформлении прав на техническое или художественно-конструкторское решение. Конкретные даты приоритета относятся к юридическим фактам, имеющим исключительно важное значение при проведении экспертизы заявок на патентоспособность, а также при рассмотрении возражений против выдачи патентов. В конечном счете дата приоритета служит для исключения появления нескольких охранных документов на один и тот же результат интеллектуальной деятельности.

3. В пункте 2 анализируемой статьи представлен случай установления приоритета по дате поступления дополнительных материалов, если они оформлены заявителем в качестве самостоятельной заявки.

Установление комментируемого приоритета возможно при наличии двух условий:

- самостоятельная заявка должна быть подана до истечения трехмесячного срока с даты получения заявителем уведомления федерального орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности о невозможности принять во внимание дополнительные материалы в связи с признанием их изменяющими сущность заявленного решения;

- на дату подачи самостоятельной заявки заявка, содержащая указанные дополнительные материалы, не отозвана и не признана отозванной.

4. В пункте 3 комментируемой статьи закреплено так называемое правило о внутреннем приоритете, согласно которому приоритет может устанавливаться по дате поступления более ранней заявки того же заявителя. Такой приоритет получил условное название внутреннего, поскольку заявки (более ранняя заявка и новая заявка) подаются в одно и то же патентное ведомство, в отличие, например, от конвенционного приоритета (см. комментарий к ст. 1382 ГК РФ), когда заявки (первая заявка и последующая заявка) подаются в разные патентные ведомства.

Для целей испрашивания заявителем приоритета изобретения, полезной модели или промышленного образца по дате подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности его более ранней заявки требуется наличие следующих условий:

- подача в вышеуказанный орган заявки, по которой испрашивается такой приоритет, заявителем более ранней заявки в течение 12 месяцев с даты подачи более ранней заявки на изобретение или в течение шести месяцев с даты подачи более ранней заявки на полезную модель или промышленный образец;

- ранее поданная заявка не отозвана и не признана отозванной на дату подачи заявки, по которой испрашивается такой приоритет;

- по ранее поданной заявке не испрашивается приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца более ранний, чем дата подачи этой заявки (т.е. приоритет не может устанавливаться по дате подачи заявки, по которой уже испрашивался более ранний приоритет).

Последнее условие призвано исключить возможность многократного переноса заявителем на более поздний срок публикацию сведений о заявке на изобретение, а также возможность отсрочки на неопределенный срок начала действия патента на полезную модель или промышленный образец.

Следует отметить, что испрашивание внутреннего приоритета влечет для заявителя некоторые негативные последствия, так как при подаче заявки с испрашиванием указанного приоритета его более ранняя заявка признается отозванной, о чем заявитель уведомляется.

Небезынтересен вопрос о том, возможно ли испрашивание внутреннего приоритета по заявке на изобретение на основании более ранней заявки на полезную модель, и наоборот - по заявке на полезную модель на основании более ранней заявке на изобретение? Ведь указанные результаты интеллектуальной деятельности имеют большое сходство, а условия определения даты подачи, по которой устанавливается приоритет, для указанных заявок по сути идентичны.

Однако на этот вопрос следует ответить отрицательно, поскольку для подобного толкования нет законных оснований. Установление приоритета, в том числе и внутреннего, является одним из элементов экспертизы заявки по существу, т.е. относится к сфере административного права. А в указанной отрасли права действует правовой принцип, согласно которому разрешено только то, что непосредственно указано в законе. Следовательно, поскольку рассматриваемый случай установления внутреннего приоритета прямо не предусмотрен п. 3 комментируемой статьи, то обе заявки (более ранняя заявка и новая заявка) должны быть заявками на один и тот же результат интеллектуальной деятельности.

5. В пункте 4 данной статьи регламентируется установление приоритета изобретения, полезной модели или промышленного образца по выделенной заявке.

Для целей испрашивания заявителем указанного приоритета необходимо наличие следующих условий:

- подача в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выделенной заявки заявителем первоначальной заявки до того, как исчерпана предусмотренная ГК РФ возможность подать возражение на решение об отказе в выдаче патента по первоначальной заявке, либо до даты регистрации изобретения, полезной модели или промышленного образца, если по первоначальной заявке принято решение о выдаче патента;

- первоначальная заявка не отозвана и не признана отозванной до даты подачи выделенной заявки.

В случае соблюдения упомянутых выше условий приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца устанавливается по дате подачи первоначальной заявки, а при наличии права приоритета по первоначальной заявке - по дате этого приоритета.

Если первоначальная заявка является конвенционной заявкой, то, в соответствии со ст. 4 (G) Парижской конвенции по охране промышленной собственности, датой подачи выделенной заявки считается дата подачи конвенционной заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, если имеется соответствующая просьба заявителя.

6. Согласно п. 5 комментируемой статьи приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца может быть установлен на основании нескольких ранее поданных заявок или дополнительных материалов к ним (так называемый множественный приоритет).

В зависимости от указанных заявителем оснований для испрашивания множественного приоритета проверяется соблюдение условий, предусмотренных, соответственно, п. 2, 3 и 4 комментируемой статьи, а также ст. 1382 ГК РФ. Иными словами, правило о множественном приоритете относится ко всем видам более раннего приоритета.

Так, если для изобретения, охарактеризованного в одном из независимых пунктов формулы изобретения, испрашивается приоритет по дате подачи более ранней заявки того же заявителя, а в отношении изобретения, охарактеризованного в другом независимом пункте, - по дате поступления дополнительных материалов к этой заявке, то в отношении каждого из указанных изобретений должны быть соблюдены условия, приведенные в соответствующем пункте (п. 3 и 2 комментируемой статьи).

Если заявителем при испрашивании приоритета на основании нескольких ранее поданных заявок не разнесены их даты по пунктам многозвенной формулы изобретения, заявителю предлагается указать, каким пунктам формулы изобретения соответствуют даты испрашиваемого приоритета. При этом заявителю сообщается, что в случае непредставления соответствующих сведений в отношении всех пунктов формулы изобретения устанавливается приоритет по наиболее поздней дате.

Остались вопросы по ст 1381 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 1381 ГК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.