Государство стимулирует создание и использование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, предоставляет их авторам, а также патентообладателям и лицензиатам, использующим соответствующие изобретения, полезные модели и промышленные образцы, льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 1355 Гражданского Кодекса РФ
Комментируемая статья с соответствующими изменениями воспроизводит положениях ст. 34 Патентного закона 1992 г. (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ), предусматривавшие, что государство стимулирует создание и использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, устанавливает авторам и хозяйствующим субъектам, их использующим, льготные условия налогообложения и кредитования, предоставляет им иные льготы в соответствии с законодательством РФ. Как видно, норма комментируемой статьи носит декларативный характер, что позволяет сомневаться в необходимости ее закрепления именно в акте гражданского законодательства РФ.
Ряд норм о льготах и материальном стимулировании содержались в положениях п. п. 1, 3 и 5 ст. 32, ст. ст. 33 и 34 Закона СССР "Об изобретениях в СССР", п. 3 ст. 21, п. п. 1 и 3 ст. 22 и ст. 23 Закона СССР "О промышленных образцах", в отношении которых в ст. 12 Закона 2006 г. N 231-ФЗ установлено, что эти положения применяются на территории РФ до принятия законодательных актов РФ о развитии изобретательства и художественно-конструкторского творчества. При применении данной нормы в п. 5 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29 предписано учитывать, что соответствующие законоположения, а также принятые для их реализации иные нормативные правовые акты подлежат применению в части, не противоречащей ГК РФ. Там же разъяснено, что ст. 34 Закона СССР "Об изобретениях в СССР", предусматривающая выплату предприятием-патентообладателем и предприятием лицензиатом вознаграждения лицам, содействовавшим созданию и использованию изобретения, с 1 января 2008 г. применяется с учетом п. 4 ст. 1370 комментируемой главы только в части обязанности работодателя выплатить вознаграждение или компенсацию работнику - автору служебного изобретения.
Другой комментарий к статье 1355 ГК РФ
1. Комментируемая статья представляет собой яркий пример декларативной нормы, имеющей отсылочный характер. Формулировка комментируемой статьи претерпела определенные изменения по сравнению с ее прототипом в ранее действующем законодательстве (ст. 34 Патентного закона РФ). Из текста комментируемой статьи исключено упоминание о льготных условиях налогообложения и кредитования, что в принципе является самым важным для целей стимулирования создания и использования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.
2. Однако именно в сфере налогообложения сохранились некоторые льготные условия для субъектов изобретательской и художественно-конструкторской деятельности.
Так, согласно подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению передача исключительных прав, в том числе на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
В соответствии с п. 3 ст. 221 НК РФ авторы открытий, изобретений, промышленных образцов имеют право на профессиональные налоговые вычеты в случае документального подтверждения ими материальных затрат, связанных с созданием технических решений, а если затраты не могут быть подтверждены, то вычеты предоставляются в соответствии со шкалой нормативных затрат. Как следует из вышеизложенного, при формулировке указанной нормы законодатель не учел авторов полезных моделей, т.е. использовал нормативные правовые акты, действовавшие ранее в СССР.
К налоговым льготам по уплате налога на прибыль организаций можно условно отнести норму ст. 262 НК РФ о списании на прочие расходы расходов на научные исследования и/или опытно-конструкторские разработки.
В соответствии с подп. 2.1, 2.2 и 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на следующие расходы:
- на приобретение исключительных прав, в том числе на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;
- на патентование и/или оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности;
- на научные исследования и/или опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 262 НК РФ.
3. Положением о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров от 12 августа 1993 г. (с последующими изменениями) отдельным категориям граждан (например, участникам ВОВ и приравненным к ним лицам) предоставляются льготы по уплате пошлин (освобождение от уплаты, отсрочка от уплаты, уменьшение размера пошлин), действие которых прекращается при заключении лицензионного договора или договора об отчуждении патента.
К государственному стимулированию можно условно приравнять установление права авторов, не являющихся патентообладателями, на вознаграждение за служебные изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Западный вариант решения проблемы служебных изобретений значительно жестче для авторов-изобретателей: служебные изобретения безусловно принадлежат работодателю, а их авторы получают вознаграждение в редких случаях, как правило, когда условие об этом включено в трудовой договор.
Вполне очевидно, что столь скромный перечень льгот явно недостаточен для целей стимулирования перехода экономики нашей страны на инновационный путь развития.
4. Поучительны меры государственного стимулирования изобретательства, которые были предусмотрены Законом СССР "Об изобретениях в СССР" от 31 мая 1991 г., вступившим в силу с 1 июля 1991 г. Так, прибыль (доход) и валютная выручка, получаемые патентообладателями от использования изобретений, продажи или покупки лицензий, освобождались от налогообложения в течение пятилетнего срока. Этот срок мог быть продлен по отношению к изобретениям, имеющим важное народнохозяйственное значение (в первую очередь в области экологии и медицины).
Указанная льгота распространялась также на предприятия, которые специально создавались для изготовления новой техники и в определенных случаях на госбюджетные организации. Предприятия могли создавать фонды поощрения изобретательской деятельности, которые также не подлежали налогообложению. Государственный заказ на выпуск продукции, при изготовлении которой предполагалось использовать чужие патенты (в том числе и иностранных патентообладателей), влек для государственных органов обязанность обеспечить приобретение соответствующих лицензий.
Вполне очевидно, что некоторые льготы для авторов (например, право на дополнительную жилую площадь), предусмотренные указанным Законом, нереальны в условиях рыночных отношений.