1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами .
2. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.
Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.
5. Пункт утратил силу с 1 октября 2013 года - Федеральный закон от 2 июля 2013 года N 142-ФЗ.
6. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 142-ФЗ.
Комментарий к статье 131 Гражданского Кодекса РФ
1. Единая федеральная система регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним означает, что право собственности и другие вещные права на недвижимость возникают с момента такой регистрации. Государственная регистрация носит правоустанавливающий характер и представляет собой действие, завершающее юридический состав, лежащий в основании возникновения, перехода и прекращения вещных прав на недвижимость.
Ведение регистрации органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, в Едином государственном реестре прав обусловливает тем самым создание единого банка данных по недвижимости и сделкам с ней, что позволит в значительной степени избежать допускаемые на практике злоупотребления.
О круге объектов, относящихся к недвижимости и подлежащих регистрации, их характеристике, специфике правового режима см. коммент. к ст. 130.
2. Для некоторых видов недвижимости установлен специальный порядок государственной регистрации. Например, для воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов, которые в силу абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК отнесены к недвижимым вещам. Так, в соответствии со ст. 33 ВК гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ с выдачей свидетельств о государственной регистрации. Названные воздушные суда могут быть также зарегистрированы в государственном реестре воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между государством эксплуатанта и государством регистрации.
В порядке, установленном специально уполномоченным органом в области обороны по согласованию со специально уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации, регистрируются государственные воздушные суда.
Статья 33 КТМ предусматривает необходимость регистрации морского судна в одном из реестров судов Российской Федерации - Государственном судовом реестре, судовой книге или бербоут-чартерном реестре - в зависимости от характеристики судна. Регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое можно оспорить лишь в судебном порядке.
Концепция создания единой системы государственного земельного кадастра на всей территории России была заложена в Федеральной целевой программе "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", утв. Постановлением Правительства РФ от 03.08.96 N 932 (СЗ РФ, 1996, N 33, ст. 4003) и продленной на 2001 г. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 N 1034 (СЗ РФ, 2001, N 2, ст. 183).
В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (СЗ РФ, 2000, N 2, ст. 149) государственный кадастровый учет земельных участков производится в Едином государственном реестре земель. Деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется федеральным органом исполнительной власти по управлению земельными ресурсами непосредственно и через свои территориальные органы на местах.
3. Комментируемая статья предусматривает необходимость принятия специального федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такой Закон был подписан Президентом РФ 21 июля 1997 г. и введен в действие 31 января 1998 г. Однако создание всей системы органов по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществлялось поэтапно субъектами Российской Федерации и было завершено к 1 января 2000 г. (ст. 33 Закона о регистрации прав на недвижимость).
В Законе определены система органов, осуществляющих государственную регистрацию, их компетенция, порядок, особенности государственной регистрации отдельных видов прав (сервитуты, ипотека и др.), ответственность регистрирующих органов за вред, причиненный их работниками в результате нарушения правил регистрации (подробнее см.: Постатейный комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" / Под общей ред. П.В. Крашенинникова. Изд. 2-е. М.: Спарк, 2001, учитывая при этом изменения и дополнения, внесенные в Закон в 2001 - 2004 гг. - СЗ РФ, 2001, N 16, ст. 1533; 2002, N 15, ст. 1377; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 27, ст. 2711).
С момента введения в действие Закона о регистрации прав на недвижимость потеряли силу правила об обязательном нотариальном удостоверении договоров с недвижимостью, предусмотренные ст. 550, 560, 574 ГК, которые были установлены действовавшим ранее законодательством (ст. 7 Вводного закона к ч. 2 ГК). До этого момента применялся действующий ранее порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним в различных государственных органах в зависимости от вида имущества (ст. 8 Вводного закона, ст. 6 Вводного закона к ч. 2 ГК).
4. В соответствии с комментируемой статьей сведения о государственной регистрации носят открытый характер. После вступления в действие Закона о регистрации прав на недвижимость выдача информации осуществляется по правилам ст. 7, 8 названного Закона.
Информация предоставляется заинтересованным в ее получении гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления на основании их письменного заявления (запроса), в котором указываются наименование объекта недвижимости, его местоположение, наименование заявителя.
Как правило, информация выдается по конкретному объекту недвижимого имущества и за соответствующую плату, порядок установления которой определяется Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 26.02.98 N 248 "Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах" - СЗ РФ, 1998, N 9, ст. 1121. Изменения и дополнения в указанное Постановление были внесены Постановлениями Правительства РФ от 16.07.2002 N 529 - СЗ РФ, 2002, N 29, ст. 2968; от 13.10.2003 N 620 - СЗ РФ, 2003, N 42, ст. 4071). Обобщенная информация, которой располагает регистрирующий орган в отношении прав отдельного лица или группы лиц на имеющиеся объекты недвижимости, предоставляется по мотивированному запросу правоохранительного, судебного, налогового или иного указанного в законе органа. Информация названным органам предоставляется бесплатно.
Предоставление информации, отнесенной к государственной тайне, определяется Законом РФ от 21.07.93 N 5485-1 "О государственной тайне" с изм. на 29.06.2004 (СЗ РФ, 1997, N 41, стр. 8220 - 8235; 2004, N 27, ст. 2711).
5. Заинтересованные лица вправе обжаловать в суд отказ или уклонение соответствующего органа от регистрации. Жалоба подается в суд общей юрисдикции либо в арбитражный суд в зависимости от того, кто является субъектом обжалования (гражданин, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель).
Суды общей юрисдикции разрешают жалобы в соответствии с гл. 23, 25 ГПК; арбитражные суды - по правилам АПК (гл. 24).
Другой комментарий к статье 131 ГК РФ
1. Государственная регистрация вещных прав на недвижимые вещи, а также сделок с ними должна проводиться учреждениями юстиции. Она имеет правоустанавливающий характер как для обладателей регистрируемых прав, так и для всех третьих лиц. Регистрация должна быть открытой (гласной), доступной третьим лицам. Порядок государственной регистрации прав на недвижимые вещи и сделок с ними определяется правилами, содержащимися в комментируемой статье, и специальным Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В настоящее время действует Закон о регистрации прав на недвижимость.
Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130 - 132 и 164 ГК, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, регистрация которых осуществляется в специальных государственных реестрах, ведущихся по каждому виду объектов.
Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Государственная регистрация прав проводится на всей территории РФ по установленной указанным Законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Статьей 31 Закона установлена ответственность учреждения юстиции за своевременность и точность записей о праве на недвижимое имущество и сделках с ним в Едином государственном реестре прав, за полноту и подлинность выдаваемой информации о правах на недвижимость и сделках с ним. К сожалению, Закон не говорит, о какой ответственности в данном случае идет речь. Во всяком случае, о возмещении ущерба сторонам регистрируемых сделок и обладателям прав на недвижимое имущество в Законе не упоминается.
В п. 2 комментируемой статьи предусмотрена возможность осуществления наряду с государственной регистрацией специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества. Подобного рода регистрация или учет могут производиться в целях осуществления государственного надзора над деятельностью отдельных групп предприятий, в том числе предприятий с участием иностранного капитала (например, иностранных банков), обеспечения мер, связанных с правоохранительными, санитарно-оздоровительными мероприятиями, сбором статистических данных и т.п.
Специальная регистрация и учет недвижимого имущества могут вводиться лишь на основании закона или иного нормативного акта в установленном законом порядке.