1. Казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 года N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.
2. Казачье общество по решению его членов может быть преобразовано в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию.
3. Положения настоящего Кодекса о некоммерческих организациях применяются к казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом от 5 декабря 2005 года N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества".
Комментарий к статье 123.15 ГК РФ
1. Комментируемая статья, посвященная особому виду юридического лица - казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, введена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ, принятие которого явилось нормативным закреплением правового статуса казачьих обществ, отнесенных законодателем к закрытому перечню некоммерческих корпоративных организаций.
Законодателем определено понятие казачьих обществ, согласно которому казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" <1> (далее - Закон N 154-ФЗ), объединения граждан, добровольно принявших на себя в порядке, установленном Законом, обязательства по несению государственной или иной службы.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2005. N 50. Ст. 5245.
Согласно законодательному определению казачьего общества в нем содержатся признаки данной организационно-правовой формы, а именно:
- это объединение исключительно граждан Российской Федерации;
- цели объединения - сохранение традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также возрождение российского казачества, защита его прав;
- члены казачьих обществ добровольно принимают на себя в порядке, установленном Законом, обязательства по несению государственной или иной службы.
Что касается первого признака казачьего общества, то следует отметить, что членом казачьего общества РФ может быть только гражданин РФ. Российское казачество олицетворяет исторически сформировавшуюся культурно-этническую народность. Гражданство Российской Федерации - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, приобретаемая в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" <1>. В казачьи общества объединяются причисляющие себя к прямым потомкам казаков граждане РФ, которые изъявили желание совместно воссоздавать и совершенствовать традиционные образ жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, участвовать в несении государственной или иной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки. Основным документом, подтверждающим членство в казачьем обществе, казачий чин и занимаемую должность в нем, является удостоверение казака <2>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.
<2> Указ Президента РФ от 9 февраля 2010 г. N 170 "Об удостоверении казака, выдаваемом членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2010. N 7. Ст. 727.
Ключевой признак организационно-правового статуса казачьего общества связан с добровольным принятием им на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.
Первоначально определение "казачье общество" было введено ч. 3 п. 1 ст. 2 Закона N 154-ФЗ (в первоначальной редакции), согласно которой "казачье общество - добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы".
Со временем данное определение претерпело изменение. Так, 3 июня 2009 г. в связи с принятием Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" и статью 2 Федерального закона "О государственной службе российского казачества" <1>, в Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" была введена ст. 6.2, в которой дано следующее определение: "Казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации".
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2009. N 23. Ст. 2762.
Аналогичное определение казачьего общества с некоторыми дополнениями содержится ныне и в ч. 3 п. 1 ст. 2 Закона N 154-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31 мая 2011 г. N 101-ФЗ): "Казачье общество - форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества. Казачье общество в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации".
Полное наименование казачьего общества определяется в зависимости от его вида.
В ч. ч. 4 - 7 п. 1 ст. 2 Закона N 154-ФЗ приводится перечень видов казачьих обществ: хуторское, станичное, городское, районное (юртовое), окружное (отдельское), войсковое и всероссийское и дается их определение.
Хуторское, станичное, городское казачьи общества - это первичные объединения граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Районное (юртовое) казачье общество - это казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ.
Окружное (отдельское) казачье общество - это казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ.
Войсковое казачье общество - это казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Федерации, который образован в результате объединения двух и более субъектов Федерации.
Всероссийское казачье общество - это казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения войсковых казачьих обществ. Устав всероссийского казачьего общества утверждается Президентом РФ.
Из вышесказанного следует, что казачьи общества, являясь самоуправляемыми организациями, обладают вертикально зафиксированной структурой.
Казачье общество, как и иные некоммерческие корпоративные организации, создается в целях, направленных на достижение общественных благ. Так, общественно полезной целью, как следует из законодательного определения, является сохранение традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Следует отметить, что на практике деятельность казачьих обществ существенно обширнее.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 93 <1> установлено, что члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ привлекаются федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами к несению федеральной государственной гражданской службы, военной службы и правоохранительной службы в следующих сферах деятельности:
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 93 "О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ" // Собрание законодательства РФ. 2010. N 10. Ст. 1081.
а) организация и ведение воинского учета членов казачьих обществ, организация военно-патриотического воспитания призывников, их подготовки к военной службе и вневойсковой подготовки членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;
б) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, ликвидация последствий стихийных бедствий, гражданская и территориальная оборона, осуществление природоохранных мероприятий;
в) охрана общественного порядка, обеспечение экологической и пожарной безопасности, защита Государственной границы Российской Федерации, борьба с терроризмом.
К иным видам службы члены казачьих обществ могут быть привлечены в следующих сферах деятельности:
а) охрана объектов животного мира;
б) охрана лесов;
в) охрана объектов обеспечения жизнедеятельности населения;
г) охрана объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
д) охрана объектов культурного наследия.
2. Согласно законодательной дефиниции казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Государственная регистрация казачьих обществ осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 21 сентября 2003 г. N 1096 <1>, согласно которому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, является Министерство юстиции РФ. Требования к ведению и содержанию государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации определены Приказом Минюста России от 13 октября 2011 г. N 355 "Об утверждении порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации" <2>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 39. Ст. 3739.
<2> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. 1. N 50.
Сроки и последовательность административных процедур (действий) по внесению в государственный реестр хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Министерства юстиции РФ, его должностными лицами, взаимодействия центрального аппарата, территориальных органов Минюста России с заявителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги устанавливает Административный регламент Министерства юстиции РФ по предоставлению государственной услуги по внесению казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, утвержденный Приказом Минюста России от 2 июля 2012 г. N 129 <1> (далее - Административный регламент).
--------------------------------
<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. 2. N 43.
Согласно Приказу Минюста России от 24 августа 2012 г. N 166 <1> внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации подлежат казачьи общества, в которых фиксированная численность членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, составляет не менее:
--------------------------------
<1> Приказ Минюста России от 24 августа 2012 г. N 166 "О численности членов казачьих обществ, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, необходимой для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" // Российская газета. 07.09.2012. N 206.
- 20 членов для хуторских казачьих обществ;
- 100 членов для станичных и городских казачьих обществ;
- 300 членов для районных (юртовых) казачьих обществ;
- 1000 членов для окружных (отдельских) казачьих обществ;
- 5000 членов для войсковых казачьих обществ.
Значительно меньшая численность требуется для подлежащих внесению в государственный реестр казачьих обществ, расположенных на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Согласно вышеуказанному Приказу она составляет не менее:
- 10 членов для хуторских казачьих обществ;
- 30 членов для станичных и городских казачьих обществ;
- 150 членов для районных (юртовых) казачьих обществ;
- 500 членов для окружных (отдельских) казачьих обществ;
- 1000 членов для войсковых казачьих обществ.
Предметные обязательства членов казачьих обществ по несению государственной и иной службы воспроизводятся в уставах казачьих обществ, принимаемых на общих собраниях.
Казачье общество для внесения в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации представляет в Министерство юстиции РФ определенный перечень документов. Заявителями являются атаманы соответствующих казачьих обществ.
Согласно п. п. 23, 24 Административного регламента для предоставления государственной услуги - внесения казачьего общества в государственный реестр заявитель представляет непосредственно, либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, следующие документы:
- заявление о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации по форме N ГРКО01;
- устав казачьего общества, принятый высшим органом управления казачьего общества, с приложением документов либо заверенных заявителем их копий;
- заверенную заявителем копию решения высшего органа управления казачьего общества о ходатайстве о внесении данного казачьего общества в государственный реестр;
- заверенную заявителем копию решения высшего органа управления казачьего общества или заверенные заявителем копии решений высших органов управления казачьих обществ, входящих в состав данного казачьего общества, о принятии в установленном порядке на себя членами указанных казачьих обществ обязательств по несению государственной или иной службы;
- список членов хуторского, станичного, городского казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы;
- заверенные заявителем копии решений высших органов управления казачьих обществ о вхождении в состав данного казачьего общества.
Заместитель министра юстиции РФ, курирующий соответствующее направление, начальник территориального органа (его заместитель, курирующий соответствующее направление) при отсутствии оснований для приостановления процедуры внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации или отказа во внесении казачьего общества в указанный реестр не позднее чем через 30 дней со дня получения вышеперечисленных документов принимает решение о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, подписывает соответствующее распоряжение и заверяет своей подписью свидетельство о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, которое не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного решения выдается заявителю (п. 7 ст. 6 Закона N 154-ФЗ, п. п. 57 - 71 Административного регламента).
Выдачу свидетельств о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации осуществляет Департамент по делам некоммерческих организаций и территориальные органы Минюста России по месту нахождения казачьих обществ (п. 2 Приказа Минюста России от 13.10.2011 N 355. В настоящее время на территории Российской Федерации зарегистрированы и действуют следующие войсковые казачьи общества: Всевеликое войско Донское, Центральное казачье войско, Волжское войсковое казачье общество, Енисейское войсковое казачье общество, Забайкальское войсковое казачье общество, Иркутское войсковое казачье общество, Кубанское войсковое казачье общество, Оренбургское войсковое казачье общество, Сибирское войсковое казачье общество, Терское войсковое казачье общество, Уссурийское войсковое казачье общество.
3. Казачьи общества по сравнению с прочими некоммерческими корпоративными организациями наравне с общей наделены также и специальной правосубъектностью, которая связана с осуществлением участниками казачьих обществ государственно-служебных обязанностей в соответствии с требованиями Закона N 154-ФЗ. Наделение казачьих обществ специальной правосубъектностью и создание тем самым его участникам возможности принять обязанности по несению государственной и иной службы будут иметь место только при внесении соответствующего казачьего общества в Единый государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Возникновение правового статуса казачьих обществ напрямую связано с датой включения в реестр; сохраняется правовой статус до тех пор, пока казачье общество значится в реестре. Значение реестра казачьих обществ в Российской Федерации состоит в том, что в нем должны быть указаны казачьи сообщества, взявшие на себя обязательства по несению государственной и иной службы. В реестр не вносится российское казачество, не связанное с государственной службой.
4. Учредительным документом казачьего общества является устав, принятый на общем собрании (конференции), съезде (круге) казачьего общества.
В соответствии со ст. 123.1 ГК РФ казачье общество как некоммерческая корпоративная организация создается по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде (круге) и т.п. Указанные органы утверждают устав и образуют исполнительные органы казачьего общества (атаман и правление соответствующего общества).
Работу по взятию на себя обязательств по несению государственной и иной службы членами хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) казачьих обществ, объединенных в войсковое казачье общество, организует атаман войскового казачьего общества.
Войсковое казачье общество создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Федерации, который образован в результате объединения двух и более субъектов Федерации.
Атаман войскового казачьего общества - единоличный исполнительный орган управления казачьего общества - избирается высшим органом управления войскового казачьего общества сроком на пять лет и утверждается Президентом РФ по представлению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами. Атаманом войскового казачьего общества может быть гражданин РФ - член хуторского, станичного или городского казачьего общества (п. п. 10, 11 ст. 5 Закона N 154-ФЗ).
Правление казачьего общества - коллегиальный исполнительный орган управления казачьего общества, состоящий из атамана, его заместителя (заместителей), других членов правления, представителя ревизионной комиссии, старейшины совета стариков.
Каждое казачье общество имеет свое наименование, устав и органы управления, печать и расчетный счет в банке.
Казачье общество как некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества.
Финансирование государственной службы российского казачества осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Основанием для финансирования государственной службы российского казачества являются договоры (соглашения) между органами власти и казачьими обществами.
Так как в договорах (соглашениях), заключаемых федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований с казачьими обществами, определяются условия и порядок финансирования, то в зависимости от сторон договорных отношений с казачьими обществами определяется как источник финансирования соответствующий бюджет. В договоре (соглашении) должны быть отражены способы выполнения указанных услуг, порядок финансовых расчетов между сторонами.
Кроме того, источниками формирования имущества казачьего общества как некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:
- регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
- добровольные имущественные взносы и пожертвования;
- выручка от реализации товаров, работ, услуг;
- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
- доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
- другие не запрещенные законом поступления (ст. 26 Закона о некоммерческих организациях).
Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, являются собственностью казачьего общества. Члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам, а казачье общество не отвечает по обязательствам своих членов (п. 3 ст. 6.2 Закона о некоммерческих организациях).
Это правило соответствует общему положению п. 2 ст. 56 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ), согласно которому учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или другим законом.
В соответствии с п. 5 ст. 23 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" <1> в качестве дополнительных источников финансирования народных дружин из числа членов казачьих обществ, их материально-технического обеспечения могут использоваться средства казачьих обществ.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2014. N 14. Ст. 1536 (вступает в силу со 2 июля 2014 г.).
Как и любая другая некоммерческая корпоративная организация, казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. Следует отметить, что традиционным видом деятельности для казаков всегда было земледелие, и в связи с этим на повестку дня встал вопрос о наделении казачьих обществ землей, для того чтобы они могли осуществлять такую деятельность.
В соответствии со ст. 82 Земельного кодекса РФ условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения казачьим обществам для осуществления сельскохозяйственного производства, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования устанавливаются п. 5 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ.
5. Основания исключения казачьего общества из государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации, предусмотренные п. 8 ст. 6.1 Закона N 154-ФЗ, следующие:
1) нарушение казачьим обществом Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации, муниципальных правовых актов;
2) систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение членами казачьего общества принятых на себя обязательств по несению государственной или иной службы;
3) несоответствие фиксированной численности членов казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, численности таких членов казачьего общества, установленной органом, уполномоченным в области ведения реестра, по согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами;
4) прекращение деятельности казачьего общества (путем реорганизации, ликвидации или исключения из Единого государственного реестра юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ).
6. Правовой основой государственной службы российского казачества прежде всего является Конституция РФ, которой подтверждается право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, участвовать в управлении делами государства. Вопросы формирования системы государственной службы российского казачества Конституция РФ относит в целом к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Вместе с тем основные вопросы организации материальной основы службы, ее структуры являются компетенцией Российской Федерации.
Правовую основу государственной службы российского казачества также составляют Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ) <1>; Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ <2>; Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов" <3>; Федеральные законы от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" <4>; от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" <5>; от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" <6>; от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" <7>; от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества"; от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" <8>; Закон Санкт-Петербурга от 21 февраля 2012 г. N 37-6 "О казачестве в Санкт-Петербурге" <9>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
<2> Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
<3> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 18. Ст. 572.
<4> Собрание законодательства РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.
<5> Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.
<6> Собрание законодательства РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.
<7> Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
<8> Собрание законодательства РФ. 2014. N 14. Ст. 1536 (вступил в силу со 2 июля 2014 г.).
<9> Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2012. N 7.
Многие вопросы правовой основы государственной службы российского казачества урегулированы подзаконными актами. Среди Указов Президента РФ следует отметить следующие: от 15 июня 1992 г. N 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" <1>; от 9 августа 1995 г. N 835 "О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации" <2>; от 16 апреля 1996 г. N 564 "Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы" <3>; от 7 октября 2009 г. N 1124 "Об утверждении Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы" <4>; от 21 сентября 2003 г. N 1096 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" <5>; от 9 февраля 2010 г. N 168 "Об учреждении гербов и знамен войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" <6>; от 9 февраля 2010 г. N 169 "О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" <7>; от 9 февраля 2010 г. N 170 "Об удостоверении казака, выдаваемом членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" <8>; от 9 февраля 2010 г. N 171 "О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" <9>; от 14 октября 2010 г. N 1241 "Об учреждении флагов войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" <10>. Большая часть из названных Указов имеет отношение к организации несения российским казачеством государственной и иной службы.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 9. Ст. 851.
<2> Собрание законодательства РФ. 1995. N 33. Ст. 3359.
<3> Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1955.
<4> Собрание законодательства РФ. 2009. N 41. Ст. 4734.
<5> Собрание законодательства РФ. 2003. N 39. Ст. 3739.
<6> Собрание законодательства РФ. 2010. N 7. Ст. 725.
<7> Там же. Ст. 726.
<8> Там же. Ст. 727.
<9> Там же. Ст. 728.
<10> Там же. N 42. Ст. 5353.
Определенная роль в организации государственной и иной службы российского казачества принадлежит постановлениям Правительства РФ, среди которых следует назвать Постановления от 8 июня 1996 г. N 667 "Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования" <1>; от 3 сентября 2001 г. N 648 "О холодном клинковом оружии, предназначенном для ношения с казачьей формой" <2>; от 8 октября 2009 г. N 806 "О порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы и порядке заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами договоров (соглашений) с казачьими обществами" <3>; от 26 февраля 2010 г. N 93 "О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ" <4>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 3023.
<2> Собрание законодательства РФ. 2001. N 37. Ст. 3690.
<3> Собрание законодательства РФ. 2009. N 41. Ст. 4791.
<4> Собрание законодательства РФ. 2010. N 11. Ст. 1081.
В соответствии с распоряжением Президента РФ от 12 января 2009 г. N 15-рп "О Совете при Президенте Российской Федерации по делам казачества" <1> был создан Совет при Президенте РФ по делам казачества, а также утверждены Положение о Совете при Президенте РФ по делам казачества и персональный состав Совета. Совет при Президенте РФ по делам казачества является совещательным и консультативным органом, образованным в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2012. N 32. Ст. 4545.
Концепция государственной политики по отношению к казачеству была утверждена Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. N 355 <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 1994. N 3. Ст. 210.
7. В соответствии с комментируемой статьей казачье общество по решению его членов может быть преобразовано в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию.
Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ преобразование является способом прекращения деятельности юридического лица и представляет собой изменение его организационно-правовой формы. Отметим, что именно признаком изменения организационно-правовой формы юридического лица преобразование заметно отличается от иных видов реорганизации.
Комментируемой статьей установлены ограничения на преобразование казачьих обществ.
Во-первых, казачье общество может быть преобразовано только по решению его членов.
Во-вторых, преобразование казачьего общества допустимо лишь в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию.
Перечисленные нормы являются императивными и не могут быть изменены по усмотрению учредителей казачьего общества.
8. Законодателем императивно установлено, что положения ГК РФ о некоммерческих организациях применяются к казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Иное может быть установлено Законом о государственной службе российского казачества.