Статья 1196. Право, подлежащее применению при определении гражданской правоспособности физического лица

Гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом.

Комментарий к статье 1196 Гражданского Кодекса РФ

1. В соответствии с коммент. ст., содержащей двустороннюю коллизионную норму, гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. Гражданская правоспособность в самом общем понимании - это способность лица иметь гражданские права и нести обязанности (ст. 17 ГК). Статья 18 ГК содержит перечень прав, составляющих содержание правоспособности граждан, который не является исчерпывающим, поскольку гражданские права и обязанности возникают также из действий граждан, которые хотя и не предусмотрены законом или иными актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Конституция устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (п. 3 ст. 62). Аналогичную норму содержит ст. 4 Закона о правовом положении иностранных граждан: иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 4). Такая регламентация означает, что правоспособность физического лица определяется на основе отсылки к личному закону лица, в то время как объем правоспособности обусловлен принципом национального режима. Национальный режим - это принцип, в силу которого юридическим и физическим лицам одного государства предоставляются на территории другого государства такие же права, льготы и привилегии, какие предоставляются его собственным юридическим и физическим лицам (Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М., 1998. С. 402). Необходимо отметить, что национальный режим предоставляется иностранцам в Российской Федерации в безусловном порядке: без встречного требования о предоставлении аналогичного режима российским гражданам в другом государстве.

2. Вместе с тем национальный режим для иностранцев и апатридов не бывает полным. Из принципа равенства правоспособности иностранцев и граждан Российской Федерации исключения могут быть установлены законом, причем только федерального уровня. Отличия правоспособности иностранцев от правоспособности российских граждан могут выражаться: в лишении иностранцев какого-либо права; в ограничении иностранцев в каком-либо праве; в установлении дополнительной обязанности или дополнительного требования при реализации какого-либо права; в предоставлении дополнительных прав и гарантий защиты (см.: Аничкин Е.С. Особенности правоспособности иностранных граждан в Российской Федерации // Субъекты частноправовых отношений. Цивилистические заметки. Вып. III. Барнаул, 2007. С. 9). Так, иностранные граждане не могут занимать высшие государственные должности, избирать и быть избранными в органы власти, быть прокурорами, судьями, нотариусами, арбитражными управляющими, патентными поверенными, командирами экипажей речных, морских, воздушных судов и т.д.

3. Правоспособность иностранного физического лица и лица без гражданства ограничивается, в частности, в возможности владеть определенным имуществом на праве собственности. Земельный кодекс РФ содержит правило о том, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных особо установленных территориях Российской Федерации (п. 3 ст. 15). Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения устанавливает, что иностранные граждане, лица без гражданства могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3).

Закон об оружии устанавливает дополнительные требования при приобретении иностранными гражданами гражданского оружия на территории России: только по лицензиям, выданным органами внутренних дел на основании ходатайств дипломатических представительств государств, гражданами которых они являются, при условии вывоза ими оружия из Российской Федерации не позднее пяти дней со дня приобретения оружия (ст. 14).

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица осуществляют архитектурную деятельность наравне с российскими гражданами и юридическими лицами, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. При отсутствии соответствующего международного договора иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории Российской Федерации только с архитектором - российским гражданином или юридическим лицом (ст. 3.1 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4473).

В то же время Закон об иностранных инвестициях устанавливает дополнительные гарантии для иностранного инвестора в случае изменения российского законодательства по сравнению с тем режимом, который действовал на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций, при условии что товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, используются целевым назначением для реализации приоритетных инвестиционных проектов (ст. 9).

Закон о государственной гражданской службе устанавливает, что не могут быть государственными служащими Российской Федерации лица, вышедшие из гражданства Российской Федерации или приобретшие гражданство другого государства, а также лица, имеющие гражданство другого государства (других государств) (п. 1 ст. 16).

4. Часть четвертая ГК, посвященная правовой регламентации интеллектуальной собственности и средств индивидуализации, исключает действие на территории России иностранного права, регламентирующего исключительные права, если такая возможность применения иностранного права не вытекает из международного договора Российской Федерации. Такой ограничительный подход, результатом которого является территориальная сфера действия исключительных прав, присущ национальному праву и других государств.

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, принятая 9 сентября 1886 г., Женевская конвенция (Всемирная конвенция об авторском праве), принятая 6 сентября 1952 (ст. II); Договор ВОИС по авторскому праву от 20 декабря 1996 г. (ДАП) (ст. 3); Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций, разработанная ЮНЕСКО и принятая в Риме 26 октября 1961 г. (Римская конвенция) (ст. ст. 2, 4 - 5); Парижская конвенция по охране промышленной собственности, принятая 20 марта 1883 г. (п. 1 ст. 2) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), принятое 15 апреля 1994 г. в Марракеше (ст. 8), содержат требования о предоставлении национального режима при охране прав на соответствующие объекты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации. В ГК установлено, что к исключительным правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации правила международных договоров о национальном режиме применяются в точном соответствии со всеми условиями каждого из таких правил. На территории России действуют исключительные права, установленные международными договорами Российской Федерации (абз. 1 п. 1 ст. 1231 ГК).

В отношении интеллектуальных прав, не относящихся к исключительным, например к личным неимущественным или к иным имущественным, применяется общая норма, установленная в ст. 2 ГК, о том, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Это позволяет сделать вывод, что принцип национального режима распространяется без каких-либо ограничений и изъятий на все интеллектуальные права, кроме исключительных, в отношении как иностранных граждан и юридических лиц государств, участвующих в международных договорах, так и государств, не участвующих в них (см.: Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского. М., 2008. С. 324 - 325).

Другой комментарий к статье 1196 ГК РФ

1. Общепризнанной нормой международного права является то, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности (ст. 6 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. <*>). Однако законодательство отдельных государств неодинаково определяет начало и окончание гражданской правоспособности, т.е. способности иметь гражданские права и нести обязанности (ст. 17 ГК). Например, в Российской Федерации и Германии правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. В Италии способность иметь гражданские права и нести обязанности возникает через 24 часа с момента отделения ребенка от материнского организма.

--------------------------------
<*> РГ. 1995. 5 апр.

До принятия части третьей ГК вопрос о праве, применимом при определении гражданской правоспособности физического лица, оставался неурегулированным. Статья 160 Основ гражданского законодательства устанавливала лишь содержание гражданской правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории СССР. На практике при решении вопросов о правовом положении физического лица отечественные суды применяли российское право, основываясь на принципе национального режима. Таким образом, новеллой отечественного законодательства является двусторонняя коллизионная норма комментируемой статьи, согласно которой гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. Личный закон физического лица следует определять по одному из шести вариантов, предусмотренных ст. 1195 ГК (см. коммент. к этой статье), в зависимости от того, является ли физическое лицо иностранным гражданином, лицом без гражданства или беженцем. В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о положении иностранных граждан иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином России и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином России и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Беженец - лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст. 1 Федерального закона "О беженцах").

Отсылка к личному закону использована также в законодательстве Белоруссии, Киргизии, Узбекистана, Лихтенштейна, Италии. Согласно праву Германии, Греции, Турции при определении общей гражданской правоспособности физического лица следует применять закон гражданства, по законодательству Швейцарии - швейцарское право.

2. Отсылка к личному закону в смысле ст. 1195 ГК не подлежит применению в силу ст. 7 ГК, если иное регулирование установлено международным договором. В частности, в соответствии с коллизионными нормами договоров Российской Федерации с Грузией, Казахстаном, Киргизией, Туркменией о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства, правоспособность таких лиц определяется по законодательству страны проживания. Аналогичная коллизионная норма ст. 24 Договора Российской Федерации с Венгрией об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1958 г. при определении дееспособности российского гражданина отсылает к российскому праву, а при определении дееспособности гражданина Венгрии - к венгерскому праву, независимо от их фактического места жительства <*>.

--------------------------------
<*> Необходимо иметь в виду, что в Договоре говорится о дееспособности, а в Протоколе 1971 г. об изменениях и дополнениях Договора - о правоспособности и дееспособности. Ведомости СССР. 1958. N 35. Ст. 433; Ведомости СССР. 1972. N 28. Ст. 245.

Правила комментируемой статьи в сочетании с нормой ст. 1195 ГК не применяются к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное предусмотрено федеральным законом (абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК). Таким образом, в силу приоритета специальных норм перед общими в сфере осуществления внешнеторговой, инвестиционной и иной деятельности, включая производственную кооперацию, деятельность в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, правоспособность иностранных граждан определяется по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, а правоспособность лиц без гражданства - по праву иностранного государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства (ст. 1 Закона об экспортном контроле; ст. 2 Закона об иностранных инвестициях).

3. Гражданская правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами (п. 1 ст. 17 ГК). Однако содержание правоспособности, а именно способность физического лица иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать имущество, заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, избирать место жительства, иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности, иметь иные имущественные и личные неимущественные права зависит от правового статуса физического лица.

В силу суверенитета государство, с одной стороны, устанавливает правила поведения лиц, находящихся на его территории, и в отношении действий, совершенных в пределах этого государства. С другой стороны, действие законодательства одной страны распространяется на граждан этой страны, находящихся за границей. Таким образом, гражданин одного государства, находясь за рубежом, подчиняется юрисдикции двух государств одновременно.

В связи с вышеизложенным в комментируемую статью включена материально-правовая норма, определяющая правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, которая по существу повторяет правила п. 1 ст. 160 Основ гражданского законодательства. На территории России пределы гражданской правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства определяются на основе принципа национального режима. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции, ст. 4 Закона о положении иностранных граждан). Однако отечественному законодательству известны изъятия из национального режима, а также применение национального режима на условиях взаимности.

В России по общему правилу национальный режим предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства независимо от того, пользуются ли таким же режимом российские граждане в соответствующем государстве. Однако из данного правила есть исключения. Права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности могут быть предоставлены иностранным гражданам на условиях национального режима, только если это прямо предусмотрено международным договором, или на условиях взаимности. Так, согласно ст. 36 Патентного закона иностранные физические лица пользуются правами, предусмотренными названным Законом, наравне с физическими лицами Российской Федерации в силу международных договоров РФ или на основе принципа взаимности. Аналогичное требование установлено ст. 47 Закона о товарных знаках, ст. 13 Закона РФ от 23.09.92 N 3526-1 "О правовой охране топологий интегральных микросхем" <*>, ст. 35 Закона РФ от 06.08.93 N 5605-1 "О селекционных достижениях" <**>. Национальный режим в области охраны промышленной собственности действует, например, в отношении граждан Киргизии. Статьей 3 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности, заключенного в Бишкеке 13 октября 1995 г., установлено, что в области охраны промышленной собственности физические лица одного государства будут пользоваться на территории другого государства теми же правами и преимуществами, которые предоставлены в настоящее время или будут предоставлены правовыми актами этого другого государства его собственным физическим лицам, а также теми же средствами правовой защиты на тех же основаниях и в том же объеме, что и собственные физические лица.

--------------------------------
<*> Ведомости РФ. 1992. N 42. Ст. 2328.
<**> Ведомости РФ. 1993. N 36. Ст. 1436.

4. Гражданская правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства может быть ограничена, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК).

Так, установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами (ст. 15 ЗК). Законодательству РФ известны также ограничения осуществления правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении отдельных видов деятельности и создания юридических лиц. Например, согласно ст. 3.1 Федерального закона от 17.11.95 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 10.01.2003) <*> иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица осуществляют архитектурную деятельность наравне с российскими гражданами и юридическими лицами, если это предусмотрено международным договором РФ. При отсутствии такого договора иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории РФ только с архитектором - российским гражданином или юридическим лицом. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" <**> иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть учредителями общин малочисленных народов. Доля участия иностранного гражданина и лица без гражданства в организации (юридическом лице), осуществляющей телевещание, зона уверенного приема передач которого охватывает половину и более половины субъектов РФ либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации, ограничена 50% в уставном (складочном) капитале (ст. 19.1 Закона РФ от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (в ред. от 04.08.2001) <***>). Ограничено также право иностранных граждан и лиц без гражданства на участие в приватизации государственных и муниципальных предприятий, которые расположены в границах закрытого территориального образования и выполняют государственный оборонный заказ. Однако следует учитывать, что в соответствии с договорами Российской Федерации с Грузией, Казахстаном, Киргизией, Туркменией о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства, граждане названных государств, постоянно проживающие на территории России, участвуют в приватизации государственной собственности РФ наравне с гражданами Российской Федерации.

--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4473; 2003. N 2. Ст. 167.
<**> СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122.
<***> Ведомости РФ. 1992. N 7. Ст. 300; 2001. N 32. Ст. 3315.

В отличие от ограничений осуществления правоспособности, установленных законами, нормы международных договоров, как правило, расширяют содержание гражданской правоспособности иностранных граждан по сравнению с гражданами Российской Федерации. Так, в соответствии с межправительственными соглашениями о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенными Россией с иностранными государствами, в отличие от граждан Российской Федерации и лиц без гражданства иностранным гражданам предоставлено право в случае экспроприации инвестиций, осуществленных ими на территории РФ, получить компенсацию в оговоренные в международном договоре сроки, размере и порядке.

5. По своей правовой силе комментируемая статья императивна. Определение гражданской правоспособности физического лица иначе, чем его личным законом, означало бы нарушение суверенитета того государства, гражданином которого физическое лицо является или на территории которого оно проживает. В свою очередь, определение содержания гражданской правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, установление ее пределов правом государства иного, чем Россия, явилось бы вмешательством во внутренние дела Российской Федерации.

Остались вопросы по ст 1196 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 1196 ГК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.