Статья 1151. Наследование выморочного имущества

1. В случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

2. В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории:жилое помещение;земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества;доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации.Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. (Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 223-ФЗ.

3. Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (пункт дополнен с 15 декабря 2007 года Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 281-ФЗ.

Комментарий к статье 1151 Гражданского Кодекса РФ

1. Согласно п. 1 коммент. ст. имущество считается выморочным, если оно не было унаследовано наследниками по завещанию и (или) по закону по каким-либо причинам, в частности из-за недействительности завещания в отношении всего имущества или его части (ст. ст. 1130, 1131 ГК), физического отсутствия всех возможных наследников (ст. 1116 ГК), утраты ими права наследовать (ст. 1117 ГК), лишения их наследства (п. 1 ст. 1119 ГК), отказа наследников от права наследования (ст. 1158 ГК) или от его осуществления (ст. 1152 ГК).

Стоит учитывать, что сложившейся доктриной гражданского права и действующим законодательством термину "выморочность" придано несвойственное ему значение. Исторически под выморочным имуществом понимался вид бесхозяйного имущества, которое переходило государству по праву оккупации в силу принципа суверенитета (конечным титульным владельцем имущества становится тот, на чьей территории оно находится). В отличие от наследования, при котором приобретение прав на имущество считается производным способом и, как следствие, может быть сопряжено с погашением долгов, обременяющих такое имущество, выморочность означала получение имущества в рамках первоначального способа приобретения права собственности, что исключало наличие каких-либо обременений в отношении имущества (подробнее см.: Гордон М.В. Наследование по закону и по завещанию. М., 1967. С. 35 - 36). Подробнее о соотношении понятий "выморочное имущество" и "бесхозяйное имущество" см. коммент. к ст. 116 ГК.

2. По общему правилу выморочное имущество переходит к государству (Российской Федерации) как наследнику по закону, не входящему в специальную наследственную очередь, в порядке универсального наследственного правопреемства.

Содержащееся в п. 2 ст. 1151 ГК указание о переходе имущества в собственность Российской Федерации (в состав казны - ст. 214 ГК) призвано подчеркнуть природу получения имущества государством (в порядке наследования), а также то, что иные виды публичных образований (субъекты Российской Федерации и муниципальные образования) не являются наследниками по закону. Исключение сделано только в отношении расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений, которые с момента вступления в силу Федерального закона от 29 ноября 2007 г. "О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации" (СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6042) переходят в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, на территории которого данное жилое помещение расположено (либо соответственно городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), и включаются в соответствующий жилищный фонд социального использования.

Однако формулировка п. 2 ст. 1151 является неточной, поскольку в наследственную массу входят имущественные права и долги, которые в принципе не могут принадлежать на праве собственности.

3. При наследовании выморочного имущества действует ряд общих правил наследственного законодательства, в частности о составе наследственной массы (ст. 1112 ГК), о возмещении необходимых расходов (ст. 1174 ГК) и несении ответственности по долгам наследодателя в пределах наследственной массы (ст. 1175 ГК), о необходимости выдачи свидетельства о праве на наследство на имя Российской Федерации (п. 1 ст. 1153 ГК), о порядке выдачи свидетельства о наследстве на выморочное имущество и т.п.

Однако наследование выморочного имущества имеет и много особенностей, которые обусловлены не только целями введения данного института (защита прав и интересов кредиторов и предотвращение появления бесхозяйного имущества), но и спецификой правового положения государства как публичного образования, являющегося в соответствии с Конституцией гарантом права наследования (ч. 4 ст. 35 Конституции) и выступающего в гражданском обороте постольку, поскольку это необходимо для реализации задач публичной власти. Однако проблема заключается в том, что многие вопросы, связанные с наследованием выморочного имущества, до сих пор не нашли разрешения в законодательстве.

Например, для приобретения наследства не требуется специального акта его принятия (п. 1 ст. 1152), а отказ от него запрещен (п. 1 ст. 1157 ГК). В связи с этим в литературе высказано мнение, что в случае с выморочным имуществом речь идет не о наследовании, а о получении такого имущества, поскольку государство не имеет права не принять наследство или отказаться от него (см.: Телюкина М.В. Комментарий к разделу V Гражданского кодекса РФ // Законодательство и экономика. 2002. N 9. Коммент. к ст. 1151).

К сожалению, закон не только не регулирует процедуру выявления выморочного имущества для целей оформления наследственных прав, но даже не содержит четких предписаний относительно полномочий соответствующих органов, обязанных осуществлять от имени Российской Федерации принятие и учет выморочного имущества. Следует заметить, что была предпринята попытка признания коммент. ст. неконституционной ввиду отсутствия подробного регулирования, однако КС отказал в принятии жалобы к рассмотрению, указав, что устранение законодательных пробелов отнесено к компетенции законодателя - п. 2.2 Определения КС от 21 апреля 2005 г. N 194-О // Документ опубликован не был).

КП: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) (под ред. Н.И. Марышевой, К.Б. Ярошенко) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2004.

Проблема отсутствия четкого регулирования наиболее актуальна, когда выморочным является только часть имущества, а другая принята соответствующими наследниками по завещанию или закону. При возникновении права общей собственности наследников (ст. 1164 ГК) в случае неоформления Российской Федерацией наследственных прав возникают объективные препятствия к осуществлению правомочий другими сособственниками. В литературе высказано мнение, что в подобных ситуациях принявшие наследство лица вправе оспаривать бездействие Российской Федерации в лице ее органов в соответствии с положениями гл. 25 ГПК (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / Под ред. Н.И. Марышевой, К.Б. Ярошенко. С. 144 (автор коммент. - М.Л. Шелютто)).

Согласно п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 (СЗ РФ. 2008. N 23. Ст. 2721) (далее - Положение о Росимуществе), Росимущество принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации (см. также: п. 23 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 27 - 28 февраля 2007 г. N 02/07 // Нотариальный вестник. 2007. N 8).

Вместе с тем на практике учет такого выморочного имущества, за исключением жилых помещений, осуществляется налоговыми органами, хотя действующим Положением о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 (СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961), подобные полномочия не закреплены. В настоящее время действия налоговых органов основаны на разъяснениях, приведенных в письмах Федеральной налоговой службы "О выморочном имуществе" от 19 февраля 2007 г. N 02-3-04/3@ (документ опубликован не был) и от 4 декабря 2008 г. N ШС-6-3/892 (документ опубликован не был), в которых со ссылкой на отсутствие специального закона, предусмотренного п. 3 ст. 1151, указывается, что до его принятия следует руководствоваться утратившим силу подп. "к" п. 18 Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 1991 г. N 340, а также Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. N 683, и Инструкцией "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов", утв. Постановлением Минфина СССР 19 декабря 1984 г. N 185 (документ опубликован не был), согласно п. 5 которой документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства.

Кроме того, указано, что обязанность по выявлению выморочного имущества (в том числе проведения каких-либо проверок) законодательством Российской Федерации на налоговые органы не возложена. Поэтому последние осуществляют полномочия в отношении выморочного имущества после призвания Российской Федерации в лице налоговых органов к наследованию этого имущества, а по результатам получения свидетельства о праве государства на наследство передают соответствующее имущество и правоустанавливающие документы Росимуществу.

Учитывая, однако, правовую природу подобных писем Федеральной налоговой службы, очевидно, что подобных разъяснений недостаточно для устранения законодательных пробелов.

4. Можно обозначить и иные проблемы наследования выморочного имущества. Так, пропуск срока на принятие наследства по общему правилу ведет к утрате соответствующих прав, если в суде пропущенный срок не восстановлен или если всеми наследниками, принявшими наследство, не дано согласие в письменной форме на принятие наследства по истечении срока (п. п. 1, 2 ст. 1155 ГК). В литературе высказано мнение, что поскольку государство признается гарантом права наследования, постольку оно не просто вправе, а обязано дать свое согласие на принятие наследства по истечении срока соответствующим наследником даже независимо от его просьбы (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / Под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. С. 200 - 201 (автор коммент. - А.А. Рубанов)). Считается также, что по причине конституционной гарантии наследования государство не вправе оспаривать опровержимую презумпцию о принятии наследства (п. 2 ст. 1153 ГК) (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, частям первой, второй, третьей (постатейный) / Под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Г. Светланова (автор коммент. - А.А. Рубанов)).

Безусловно, приведенные позиции вполне разумны. Однако очевидно, что в условиях недостаточного законодательного регулирования и с учетом цели института выморочного имущества (предотвращение бесхозяйности имущества и защита прав и интересов кредиторов) обозначенные выше ситуации должны разрешаться с учетом всех обстоятельств в каждом конкретном случае. Предполагается, что эти и другие подобные вопросы, связанные с выморочным имуществом, будут решены в специальном законе, принятие которого предусматривает п. 3 коммент. ст.

Другой комментарий к статье 1151 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена одному из основных случаев участия государства в отношениях по наследованию. Вообще говоря, такое участие имеет многовековую историю. В Древнем Риме еще император Август окончательно определил, что всякое выморочное имущество поступает в казну. В Западной Европе вокруг участия государства в отношениях по наследованию на протяжении последних двух-трех веков нередко возникали теоретические дискуссии. Некоторые высказывались в пользу расширения претензий государства на наследство (И. Бентам в Англии, М. Робеспьер во Франции). Особенно увлекались этим вопросом представители различных утопических теорий. Например, некоторые последователи А. Сен-Симона предлагали учредить особые банки, которые должны были распределять наследства, но не между родственниками, а между так называемыми "достойными". Предлагалось также отменить наследование вообще, впрочем, после пролетарской революции, которой полагалось совершиться (К. Маркс и Ф. Энгельс).

В Западной Европе, однако, не состоялось ни одно, ни другое. В некоторых странах (Франция) вносились законопроекты соответствующего содержания. Но они приняты не были, и в конечном счете все предложения превратить государство в обязательного участника в наследствах закончились всего-навсего введением налогов на наследство. Это, впрочем, уже было сделано упоминавшимся римским императором.

Некоторые западноевропейские идеи относительно роли государства в области наследования были реализованы в России. Государство здесь получало роль то главного приобретателя наследств (1918 - 1926 гг.), то основного их приобретателя (1926 - 1964 гг.), то привилегированного приобретателя (1964 - 2002 гг.).

2. Главным приобретателем наследства Декрет от 18.04.18 "Об отмене наследования" объявил государство. Все наследство передавалось под контроль Советов по месту последнего жительства наследодателей. Соответствующий Совет (в лице отдела, ведавшего социальным обеспечением) выделял перечисленным в Декрете близким умершего некоторую часть имущества. Эта часть была обозначена как "трудовое хозяйство в городе и деревне". Кроме того, первоначально выделялось еще и имущество, стоимость которого не превышала 10 тыс. руб. Однако в связи с гиперинфляцией это правило утратило всякое значение.

Государство как главный приобретатель наследства получало имущество также и в том случае, когда никого из перечисленных в Декрете близких лиц не было. Однако Декрет не выделял выморочное имущество в обособленный случай приобретения. Такое приобретение было просто встроено в предусмотренный им механизм: если таких лиц не было, то соответствующий Совет ничего не выделял из имущества. Все оставалось у государства без специального указания в Декрете.

Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. усовершенствовал правила о роли государства как главного приобретателя наследств. Во-первых, он сохранил систему выделения государством части наследства близким к наследодателю лицам. Последним выделялась доля (на этот раз под контролем суда), не превышавшая 10 тыс. руб. золотом. Во-вторых, в качестве особого случая было выделено приобретение государством выморочного имущества. Такому приобретению было уделено особое внимание. Прежде всего круг наследников по закону был сужен с тем, чтобы соответственно расширить круг случаев выморочности. Затем было запрещено совершать завещания в пользу лиц, не входящих в круг наследников по закону (ст. 418 Гражданского кодекса РСФСР 1922 г.), и таким путем уходить от выморочности. В-третьих, были установлены и многие другие правила, обеспечивающие для государства роль главного приобретателя наследства. В частности, доля наследника, отказавшегося от наследства, переходила государству (ст. 429 Гражданского кодекса РСФСР 1922 г.), а не к сонаследникам. Точно так же, если завещатель лишил прав наследования одного или нескольких наследников, то соответствующее имущество поступало государству (примечание к ст. 422 Гражданского кодекса РСФСР 1922 г.). Были и другие правила, противодействовавшие принятию наследства. Например, правило о том, что наследство необходимо принять в течение 6 месяцев. В 1922 г. и в последующие годы оно было направлено прежде всего на то, чтобы отстранить от наследования лиц, бежавших из страны после событий 1917 г.

В 1926 г. система выделения из имущества части наследства была упразднена. Но это было не кардинальной переменой, а всего лишь началом нового этапа в осуществлении государством гипертрофированной роли в области наследования. И после внесения в Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. изменений, вытекавших из этой отмены, в силе остались все его другие правила, лежавшие в основе роли государства в сфере наследования: оно оставалось основным приобретателем имуществ. На первый план выступило приобретение им выморочного наследства, опирающееся на сужение круга наследников по закону и на запрет завещаний в пользу лиц, не входивших в этот круг.

Истории, однако, оказалось угодно подвергнуть жесткому испытанию роль государства как приобретателя выморочного наследства. Несправедливость таких решений проявилась в особенности в связи с Отечественной войной 1941 - 1945 гг.

Многие павшие были слишком молоды, чтобы оставить после себя кого-либо, кроме родителей. По Гражданскому кодексу РСФСР 1922 г. родители не могли быть наследниками ни по закону, ни по завещанию - только государство.

ГК РСФСР сделал еще один шаг в развитии правил, обеспечивающих гипертрофированную роль государства в области наследования. Оно оставалось предпочитаемым участником наследств. ГК РСФСР посвятил этому вопросу специальную статью, получившую обобщающее наименование "Переход наследства к государству" (ст. 552). Она была своего рода "кодификацией внутри кодификации", исчерпывающе перечисляя все соответствующие случаи, в том числе и тот случай, который в Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. именовался выморочностью наследства. При этом узкий круг наследников по закону был оставлен без изменений. Стоит заметить, что появились и такие правила, которых не было в Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. В частности, было установлено, что, если при отсутствии наследников по закону завещалась лишь часть имущества завещателя, остальная часть переходила не к назначенным наследникам, а к государству.

Историческое значение комментируемой статьи состоит в том, что она положила конец этой ситуации. Государство, конечно, продолжает оставаться участником отношений по наследованию, однако его роль более не является гипертрофированной. Оно не может рассматриваться как приобретатель наследства: закон предусматривает, что при определенных условиях к нему поступает некоторое наследство.

Отныне государство в России играет в сфере наследования такую же роль, как и в других цивилизованных странах: оно больше не приобретатель наследства, оно просто получает единичное выморочное имущество.

Комментируемая статья является единственной статьей во всем разд. V ГК "Наследственное право", которая прямо наделяет государство правом получать имущество умерших лиц. При этом следует иметь в виду, что ГК резко расширил круг наследников по закону (см. коммент. к ст. 1142 - 1148). Такое изменение существенно ограничило число случаев, когда имущество может стать выморочным.

3. Пункты 1, 2 и 3 комментируемой статьи оперируют понятием выморочного имущества. "Выморочное имущество" - это юридический термин. Однако в лингвистическом отношении он связан с такими словами, как "вымирание", "мор" и т.п. Последние обозначают катастрофические ситуации, связанные с большим количеством смертей, поражающих людей. Конечно, юридический термин "выморочность" в применении к имуществу обозначает правовое понятие, которое вовсе не обязательно связано с трагическими событиями, оно может быть связано и с фактами, лишенными трагизма. В частности, имущество подпадает под понятие выморочности также и в тех случаях, когда никаких смертей не произошло, но все наследники просто отказались от наследства.

Однако все же юридический термин "выморочность" имеет определенный привкус катастрофичности. Едва ли случайно, что наследственное законодательство советского периода постепенно осознавало эту связь. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. еще открыто называл имущество выморочным (ст. 433). Однако уже ГК РСФСР перестал пользоваться этим термином, а также и самим правовым понятием выморочного имущества. Вместо этого он прибегал к более широким формулировкам описательного и обобщенного характера, таким как "переход имущества к государству" (ст. 527, 552 ГК РСФСР) или "поступление" имущества к государству (ст. 553 ГК РСФСР).

Комментируемая статья, как и другие статьи разд. V ГК "Наследственное право", свободно оперирует термином "выморочность".

4. Комментируемая статья внутренне связана с п. 2 ст. 1116 ГК, которая устанавливает, что переход выморочного имущества, предусмотренный комментируемой статьей, представляет собой наследование Российской Федерацией и, кроме того, наследование по закону. Такое же правило содержится и в п. 2 комментируемой статьи, устанавливающем, что "выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону" в собственность Российской Федерации.

Когда закон устанавливает, что переход выморочного имущества к Российской Федерации представляет собой наследование, он тем самым определяет место российского права среди национальных систем наследственного права, присутствующих в современном мире.

Существуют две большие группы стран, по-разному квалифицирующие переход выморочного имущества к государству.

Право первой из них признает этот переход осуществлением государством своего территориального верховенства. Эта точка зрения основывается на представлении, что выморочное имущество - это частный случай имущества, не имеющего собственника. В этом качестве оно поступает к тому, кто обладает суверенитетом над территорией, где такое поступление считается первоначальным способом приобретения права собственности по праву оккупации. Таким образом обосновывается переход выморочного имущества к государству в ряде стран с континентальной системой права (например, во Франции). В странах с англосаксонской системой права существует сходная концепция, согласно которой государство является обладателем "конечного титула собственности" на любое имущество (особенно недвижимое). Здесь после смерти собственника, не оставившего ни завещания, ни наследников по закону, происходит своего рода возврат имущества государству (escheat).

Вторая группа стран исходит из того, что приобретение выморочного имущества государством представляет собой наследование и что, следовательно, такое приобретение является не первоначальным, а производным (Германия, Италия, Испания и др.). Российское наследственное право советского периода испытывало в этом вопросе колебания. Для Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. приобретение выморочного имущества государством, как и получение любого иного имущества умерших, не было наследованием. При системе выдела имущества умерших наследованием считалось (и то не без колебаний) только получение части имущества, причитавшейся близким умершего.

ГК РСФСР установил, что имущество умершего переходит к государству "по праву наследования" (ст. 527, 552). Причина этого изменения имела, однако, внешний характер. Была предпринята попытка использовать некоторые особенности иностранного наследственного права в целях увеличения поступления в страну твердой валюты в виде наследственных сумм. За рубежом существуют коллизионные нормы, которые при определенных условиях позволяли применять к отношениям по наследованию наследственный закон, действующий в России. Если бы российское право устанавливало, что это имущество приобретается сувереном территории, т.е. по праву оккупации, то иностранные суды, следуя такой квалификации, передавали бы его тому государству, которое осуществляет суверенитет над территорией, где находится выморочное имущество <*>. Когда ГК РСФСР специально установил, что в отношении выморочного имущества имеет место наследование и что государство является наследником, ожидалось, что при описанной ситуации иностранные суды таких государств будут признавать выморочное имущество принадлежащим советскому государству. Все это оказалось, однако, иллюзией. Изменение взгляда на природу приобретения выморочного имущества государством не вызвало увеличения притока наследственных сумм из-за границы.

--------------------------------
<*> Подробнее об этом см.: Богуславский М.М. Международное частное право. М., 1974. С. 230.

Комментируемая статья и ст. 1116 ГК трактуют приобретение выморочного имущества Российской Федерацией как наследование в первую очередь по внутренним причинам, подробнее о которых будет сказано далее.

5. Первая особенность положения Российской Федерации в области наследования обусловлена тем, что она здесь выступает в двоякой роли. С одной стороны, Конституция возлагает на нее роль гаранта права наследования. В Постановлении Конституционного Суда РФ N 1-П сказано, что Конституция обеспечивает "гарантированный государством" переход имущества, принадлежавшего умершему, к другим лицам. Это - конституционная обязанность Российской Федерации.

С другой стороны, разд. V ГК признает Российскую Федерацию наследником, устанавливая, в частности, что получение ею выморочного имущества является наследованием по закону. В этих случаях государство выступает как наследник по закону. В таком качестве уже гражданский закон наделяет государство определенными правами и возлагает на него известные обязанности.

Конституция имеет высшую юридическую силу (ч. 1 ст. 15). Из этого следует, что Российская Федерация обязана обеспечивать право наследования любому человеку. Положение о гарантии права наследования является, как известно, частью норм, содержащихся в главе Конституции, носящей наименование "Права и свободы человека и гражданина". В частности, конституционной гарантией права наследования пользуются все лица, включенные разд. V ГК "Наследственное право" в круг наследников по закону. Исключение составляет лишь сама Российская Федерация. Она - гарант права наследования, но не адресат этой гарантии.

6. Вторая особенность положения Российской Федерации как наследника по закону выморочного имущества - применение к ней большинства гражданско-правовых норм, установленных для всех наследников по закону.

Будучи наследником по закону, Российская Федерация попадает под действие нормы о том, что наследники несут ответственность по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества (п. 1 ст. 1175 ГК). К Российской Федерации в данных условиях применяется и процессуальная норма, допускающая предъявление кредиторами наследодателя исков к наследственному имуществу: иск может быть предъявлен и к выморочному имуществу. При этом Российской Федерации, как и любому наследнику, дается процессуальная льгота. Закон обязывает суд приостановить рассмотрение дела, возбужденного в связи с предъявлением кредиторами исков к выморочному имуществу, "до перехода выморочного имущества в порядке наследования к Российской Федерации" (п. 3 ст. 1175 ГК).

Соответственно, к выморочному имуществу как к разновидности наследства, хотя и переходящего к Российской Федерации, применяются общие правила наследственного права, касающиеся наследства. В частности, за счет выморочного имущества подлежат возмещению необходимые расходы, вызванные предсмертной болезнью наследодателя, расходы на его достойные похороны, включая необходимые расходы на оплату места погребения наследодателя, расходы на охрану наследства и управление им (в пределах стоимости выморочного наследства) (п. 1 ст. 1174 ГК). Требования о возмещении этих расходов могут быть предъявлены к Российской Федерации, поскольку она является наследником выморочного имущества (п. 2 ст. 1174 ГК). При этом в первую очередь подлежат возмещению расходы, вызванные болезнью и похоронами наследодателя, во вторую - расходы на охрану наследства и управление им. Эти расходы возмещаются Российской Федерацией, как и любым иным наследником, до уплаты долгов кредиторам наследодателя (п. 2 ст. 1174 ГК).

На требования кредиторов наследодателя, предъявляемые в том числе и к Российской Федерации как к наследнику выморочного имущества, распространяется правило о том, что срок исковой давности, установленный для соответствующих требований, не подлежит перерыву, приостановлению и восстановлению (п. 3 ст. 1175 ГК). На Российскую Федерацию распространяется правило о том, что наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства (п. 4 ст. 1152 ГК). В общем порядке свидетельство о праве на наследство выдается на имя Российской Федерации по месту открытия наследства нотариусом или иным должностным лицом, уполномоченным в соответствии с законом совершать этот акт (п. 1 ст. 1162 ГК).

В особом комментарии нуждается вопрос о применении к Российской Федерации нормы, согласно которой "наследство может быть принято наследником по истечении срока, установленного для его принятия, без обращения в суд при условии согласия в письменной форме всех остальных наследников, принявших наследство" (п. 2 ст. 1155 ГК). Эта статья предоставляет наследникам право, имеющее важное значение, а именно: дать такое согласие или отказать в нем. Поскольку Российская Федерация приобретает выморочное имущество в порядке наследования, норма п. 2 ст. 1155 ГК применяется также и к ней. Следовательно, гражданский закон наделяет и Российскую Федерацию указанным правом.

Однако осуществление этого права разными лицами регулируется по-разному. Если наследники осуществляют это право свободно, в соответствии с общим положением, что "граждане (физические лица) и юридические лица. осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе" (п. 2 ст. 1 ГК), то действия Российской Федерации регулируются прежде всего Конституцией, а не только ГК. Конституция провозглашает свободу наследования. По выводу, содержащемуся в Постановлении Конституционного Суда РФ N 1-П, эта свобода в качестве одного из двух правомочий включает право наследников на получение имущества. Конституционный Суд РФ установил, что существует "гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам)".

Поскольку обязанность гарантировать переход имущества умершего к другим лицам возложена на Российскую Федерацию Конституцией, обладающей высшей юридической силой, гражданский закон, установивший, что пропуск срока на принятие наследства ведет к утрате прав наследования, не ограничивает действие конституционной гарантии.

Российская Федерация обязана осуществлять свои права, предоставленные ей разд. V ГК, как гарант свободы наследования, а не так, как это делают граждане и юридические лица, т.е. в своем интересе. В частности, в том случае, если имущество стало выморочным по той причине, что наследник пропустил срок на принятие наследства, Российская Федерация конституционно обязана дать наследнику, пропустившему срок на принятие наследства, свое согласие на принятие наследства после истечения этого срока независимо от его просьбы, поскольку соблюдение прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства (ст. 2 Конституции).

7. Третья особенность Российской Федерации как наследника по закону выморочного имущества состоит в том, что разд. V ГК "Наследственное право" наделяет ее статусом, в некоторых отношениях отличающимся от положения других наследников по закону.

Прежде всего, Российская Федерация, выступающая в качестве наследника выморочного имущества, не должна принимать наследство: "Для приобретения выморочного имущества. принятие наследства не требуется" (п. 1 ст. 1152 ГК).

Соответственно, на Российскую Федерацию, выступающую в указанной выше роли, не распространяются правила о принятии наследства. В частности, если бы Российская Федерация даже и совершила действия, которые в соответствии с законом свидетельствуют о фактическом принятии наследства, такие действия не порождали бы последствия, предусмотренного п. 2 ст. 1153 ГК, а именно презумпции принятия наследства. Равным образом к ней в связи с выморочным имуществом не применяются правила о сроке на принятие наследства (ст. 1154 ГК), а также нормы, предусматривающие принятие наследства после истечения установленного срока (п. 1 и 3 ст. 1155 ГК).

Нормы, допускающие наследственную трансмиссию (ст. 1156 ГК), не применяются при наследовании выморочного имущества.

Еще одно существенное отличие в положении Российской Федерации как наследника по закону выморочного имущества касается отказа от наследства. ГК устанавливает, что "наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц. или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества" (п. 1 ст. 1157). Когда Российская Федерация становится наследником по закону выморочного имущества, ГК ее такого права лишает: "При наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается" (п. 1 ст. 1157). По этой причине не применяются также нормы о способах и сроках отказа от наследства (п. 2 ст. 1157, 1159 ГК).

Лишая Российскую Федерацию права на отказ от выморочного имущества, гражданский закон сделал вывод из принципиальных положений Конституции, которые исключают возможность существования у государства как приобретателя названного имущества каких-либо оснований для отказа от него. Согласно Конституции в России признается идеологическое многообразие (ч. 1 ст. 13) и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 2 ст. 13), признаются политическое многообразие, многопартийность (ч. 3 ст. 13), никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1 ст. 14). Поэтому у государства нет правовых возможностей каким-либо иным образом относиться к последнему обладателю выморочного имущества, чем просто как к наследодателю, тем более что имущество переходит без завещания.

8. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает перечень случаев, когда имущество умершего признается выморочным. Этот перечень является исчерпывающим.

Первый случай: "если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию". Вопрос о том, какие лица признаются наследниками по закону, решен ст. 1142 - 1150 ГК. Наследникам по завещанию посвящены ст. 1119 - 1121 ГК.

О наследниках п. 1 комментируемой статьи говорит: "если отсутствуют". Граждане "отсутствуют" (в смысле п. 1 этой статьи), если их нет в живых в указанный момент, а также если нет ребенка, зачатого при жизни наследодателя и родившегося после того же момента (либо если такой ребенок хотя и был зачат при жизни, но не родился либо не родился живым). Юридическое лицо "отсутствует" (в том же смысле), если оно не существует и на день открытия наследства. "Отсутствие" субъектов РФ определяется на основе Конституции (ч. 1 ст. 65), а муниципальных образований - на основе законодательства субъекта РФ, на территории которого они находятся.

Второе указание, содержащееся в списке п. 1 комментируемой статьи ("никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования"), не нуждается в комментариях, поскольку закон делает прямую отсылку к ст. 1117 ГК, носящую название "Недостойные наследники".

Третья ситуация в этом списке - "никто из наследников не принял наследство". Закон имеет здесь в виду принятие наследства способом, предусмотренным п. 1 ст. 1153 ГК, а именно посредством подачи заявления наследником и притом в срок, установленный п. 1 ст. 1154 ГК.

Если никто из наследников не подал заявления в соответствии с установленными в указанных нормах правилами, то наступает выморочность. Однако выморочность все же не наступает даже и в случае неподачи заявления, если кто-либо из наследников совершил действия, свидетельствующие о принятии наследства. Перечень таких действий предусмотрен в п. 2 ст. 1153 ГК. Таким образом, выморочность не возникает в тех случаях, когда хотя никто из наследников не подал заявление о принятии наследства, но в отношении кого-либо из них существует презумпция принятия им наследства.

Эта презумпция опровержима, т.е. "пока не доказано иное" (п. 2 ст. 1153 ГК). При этом закон подразумевает, что заинтересованные лица (например, сонаследники либо наследники следующей очереди) имеют право предъявить иск о признании, что перечисленные выше действия наследника не свидетельствуют о принятии им наследства.

Российская Федерация, как уже упоминалось, приобретает выморочное имущество как наследник. Поэтому ГК наделяет ее тем же правом предъявлять иск о признании, что совершенные наследниками действия не свидетельствуют о принятии ими наследства и что в силу этого наследство является выморочным.

Однако на Российской Федерации лежит конституционная обязанность, предусмотренная ч. 4 ст. 35 Конституции, устанавливающей, что "право наследования гарантируется".

Раскрывая содержание этого положения, Конституционный Суд РФ в Постановлении N 1-П специально подчеркнул, что приведенное положение "обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам)". Поскольку Российская Федерация обязана обеспечивать такой переход, она не вправе использовать предоставленные ей гражданским правом правомочия для предъявления иска об опровержении указанной презумпции. Иначе говоря, в случае выморочности такая презумпция в результате совместного действия норм конституционного права и гражданского права для Российской Федерации превращается в неопровержимую. Практически это означает, что если наследник совершил действия, описанные в п. 2 ст. 1153 ГК, это гарантирует имущество умершего от выморочности (хотя еще и не гарантирует от перехода к другим лицам).

Рассматриваемая третья ситуация в списке сформулирована неточно. Из комментируемой статьи вытекает, что если никто из наследников не принял наследства, то имущество становится выморочным. Однако п. 1 ст. 1155 ГК допускает, что наследник, не принявший наследство, может быть признан судом принявшим наследство. Такое судебное решение возможно, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил срок на принятие наследства по другим уважительным причинам. Соответствующее судебное решение исключает выморочность имущества, хотя наследник и не принимал наследства по правилам п. 1 ст. 1153 ГК.

Четвертой в списке п. 1 комментируемой статьи названа ситуация, когда "все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника". Этот случай не нуждается в комментариях, поскольку закон делает специальную отсылку к ст. 1158 ГК "Отказ от наследства в пользу других лиц и отказ от части наследства".

9. Пункт 2 комментируемой статьи воспроизводит нормы, уже установленные в п. 2 ст. 1116 ГК. Повторяется правило о том, что приобретение выморочного имущества - это наследование по закону. Еще раз указывается, что приобретателем имущества является Российская Федерация.

Единственное добавление, которое сделано в комментируемой статье, - это указание, что выморочное имущество "переходит. в собственность" Российской Федерации. Это добавление нуждается в уточнении.

Поскольку переход выморочного имущества к Российской Федерации - это наследование в соответствии с п. 1 ст. 1110 ГК, то он совершается в порядке универсального преемства: имущество умершего переходит к Российской Федерации как единое целое. Однако в собственность способны переходить только вещи. Принадлежавшие умершему права, а тем более лежавшие на нем обязанности не являются объектами права собственности. Бесспорно, что они также переходят к Российской Федерации в составе выморочного имущества. Таким образом, к государству переходит выморочное имущество в целом, со всеми правами и обязанностями.

10. Пункт 3 комментируемой статьи представляет собой одно из многих положений ГК, предусматривающих принятие законов, необходимых для полной реализации его норм. Здесь ГК лишь кратко наметил основные вопросы, которые должны получить решение в будущем законе. Он должен будет прежде всего урегулировать учет выморочного имущества, а также решить те вопросы его приобретения, которые не урегулированы самим ГК, например установить, какой федеральный орган должен принимать в свое владение вещи, входящие в выморочное имущество, какой из них должен оплачивать долги наследодателя, участвовать в отношениях с другими лицами, претендующими на то же наследство либо оспаривающими его выморочность и т.п.

Вопросы эти имеют неотложный характер, и нет возможности ждать их решения специальным законом. Напомним, что речь идет не только о важных имущественных делах, но и о принципиальной проблеме: Российская Федерация в связи со спорами о выморочности наследства может оказаться участницей отношений, в которых другой стороной могут быть лица, право наследования которых имеет конституционную гарантию (ч. 4 ст. 35 Конституции). Конституционная обязанность государства - определить свой компетентный орган.

Такое правило имеется в Положении о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 03.06.2002 N 377 <*>. В нем сказано, что Минимущество России осуществляет от имени Российской Федерации "управление и распоряжение федеральным имуществом, кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции других органов" (ч. 2 п. 6).

--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2178.

Весь комплекс прав и обязанностей Российской Федерации, возникающих в связи с выморочным наследством, следует квалифицировать как "федеральное имущество". Поскольку закон, издание которого предусмотрено п. 3 комментируемой статьи, пока не принят и нет других правил, регулирующих данный вопрос, соответствующая компетенция принадлежит Минимуществу России.

Впрочем, согласно Положению о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 27.02.2003 N 127 <*>, перечисленные в нем объекты, переходящие в федеральную собственность в порядке наследования, подлежат зачислению в указанный Госфонд России (п. 18). К таким предметам относятся золото, серебро, платина, драгоценные камни, природный жемчуг и некоторые иные объекты (п. 1).

--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 866.

11. Пункт 3 комментируемой статьи говорит о необходимости издания также и второго закона, касающегося дальнейшей судьбы выморочного наследства. Этот закон должен определять порядок передачи выморочного наследства Российской Федерацией субъектам РФ либо муниципальным образованиям.

В настоящее время такого закона нет и этот порядок, следовательно, не определен. Необходимо, однако, отметить, что хотя п. 3 комментируемой статьи говорит, что этот порядок "определяется законом", он имеет в виду федеральный закон.

12. Не является наследованием выморочного имущества порядок, установленный Законом о пенсиях и Федеральным законом от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (в ред. от 31.12.2002) <*> и касающийся средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица. Согласно этим Законам такие средства подлежат выплате перечисленным в них лицам. При этом Закон о пенсиях устанавливает, что при отсутствии у застрахованного лица указанных родственников "эти средства учитываются в составе пенсионного резерва" (п. 6 ст. 16).

--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3028; 2003. N 1. Ст. 13.

Это, однако, не наследование выморочного имущества. Указанные средства, будучи частью средств пенсионных накоплений, согласно Федеральному закону от 24.07.2002 N 111-ФЗ "являются собственностью Российской Федерации" (ст. 5); ею они остаются и при отсутствии перечисленных в этих Законах лиц.

Остались вопросы по ст 1151 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 1151 ГК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.