Правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии.По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем.
Комментарий к статье 1034 Гражданского Кодекса РФ
Комментируемая статья устанавливает субсидиарную ответственность правообладателя перед покупателями (потребителями работ, услуг) за качество продаваемых товаров (предоставляемых услуг, выполняемых работ) пользователем. Таким образом, законом установлена дополнительная защита прав и законных интересов граждан - потребителей продукции, произведенной на основании предоставленных исключительных прав. С другой стороны, статья стимулирует правообладателя осуществлять качественный контроль за деятельностью пользователя.
Другой комментарий к статье 1034 ГК РФ
1. Возложение на правообладателя ответственности за качество товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии, корреспондирует с обязанностью правообладателя контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании этого договора (см. коммент. к ст. 1031 ГК).
При предъявлении к пользователю (вторичному пользователю) требований по иным основаниям, не связанным с качеством товаров (работ, услуг), например в связи с просрочкой и т.д., правообладатель ответственности не несет.
2. Правообладатель несет субсидиарную ответственность за подобные нарушения пользователя независимо от их основания, но при условии что претензии предъявляются к товарам (работам, услугам), право на реализацию которых пользователь получил по договору коммерческой концессии. Это могут быть товары (работы, услуги), технология производства (оказания) которых передавалась пользователю в рамках договора, либо собственные товары (работы, услуги) пользователя, при реализации которых пользователь на основании договора использует средства индивидуализации правообладателя.
В случае предоставления субконцессий правообладатель и пользователь солидарно несут субсидиарную ответственность по требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) вторичным пользователем (пользователем по договору коммерческой субконцессии).
3. Коммент. ст. устанавливает дополнительные гарантии удовлетворения требований лиц, которым вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара был причинен вред.
Под "продукцией (товаром) правообладателя" в коммент. ст. понимаются изделия, которые пользователь выпускает под брендом правообладателя в силу прав, предоставленных ему в рамках договора коммерческой концессии. Недостатки товаров (работ, услуг) могут стать основанием для предъявления требований из причинения вреда (§ 3 гл. 59 ГК), в том числе морального вреда (§ 4 гл. 59 ГК).
По внедоговорным требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель будет отвечать солидарно с пользователем. Указанные требования могут быть заявлены не только покупателями (заказчиками), но и иными лицами независимо от того, состояли ли потерпевшие с пользователем или правообладателем в договорных отношениях или нет.
Если правообладатель сам является изготовителем некачественной продукции, требования о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью гражданина либо его имуществу вследствие недостатков товара, могут быть предъявлены непосредственно правообладателю (ст. 1095 ГК).
Однако применительно к франчайзинговой сети правообладатель не может избежать этой ответственности, передав производство своей продукции пользователю.
В случае предоставления субконцессий правообладатель и пользователь солидарно отвечают по требованиям, предъявляемым ко вторичному пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя.
4. Правила о субсидиарной и солидарной ответственности правообладателя не должны применяться, в случаях когда негативные последствия наступили в результате действий пользователя, которые выходят за рамки оговоренных в договоре коммерческой концессии ограничений (территории использования прав, определенной сферы предпринимательской деятельности).