1. Правообладатель обязан передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав.
2. Если договором коммерческой концессии не предусмотрено иное, правообладатель обязан:обеспечить государственную регистрацию предоставления права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии (пункт 2 статьи 1028);(Абзац дополнен с 1 января 2008 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 231-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ. оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии.
Комментарий к статье 1031 Гражданского Кодекса РФ
Настоящая статья перечисляет обязанности правообладателя, которые должны быть указаны в договоре. Правообладатель не может ни отступить, ни отказаться от них. Это связано с тем, что указанные обязанности гарантируют пользователю возможность в полной мере и с максимальной эффективностью использовать предоставленные по договору исключительные права.
В пункте 1 перечислены обязанности, включаемые в договор в императивном порядке. Их выполнение связано с подготовкой к использованию полученных исключительных прав. В пункте 2 указаны обязанности, которые могут быть включены в договор по усмотрению сторон. При этом обеспечение государственной регистрации договора коммерческой концессии может быть возложена на пользователя. Необходимость в техническом и консультативном содействии у пользователя возникает в процессе пользования исключительными правами.
Другой комментарий к статье 1031 ГК РФ
1. Пункт 1 коммент. ст. фиксирует обязанности правообладателя в императивных, а п. 2 - диспозитивных правилах (нормах), которые могут быть изменены в договоре по соглашению сторон.
Перечень обязанностей правообладателя, предусмотренный ст. 1031, является открытым. Иные обязанности правообладателя могут быть как прямо предусмотрены договором, так и вытекать из его смысла. Нередко договором предусматриваются обязательства правообладателя по поставке необходимого оборудования (в том числе по лизинговой схеме), материалов и сырья, аренде помещений, предоставлению прямого финансирования или поручительств и гарантий.
2. В рамках договора правообладатель обычно не только предоставляет производственную и технологическую информацию, но и оказывает консультации по организационным вопросам (ведение учета и отчетности, маркетинг, управление сбытом, организация системы обслуживания и т.п.).
3. Из п. 1 ст. 1031 ГК исключена обязанность правообладателя выдавать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке. Этого не требуется, поскольку договор и так подлежит обязательной регистрации в Роспатенте. На протяжении всего срока договора на правообладателе лежит текущая обязанность прилагать все усилия для поддержания в силе правовой охраны всего комплекса объектов исключительных прав.
Специальные разрешения (государственные лицензии), которые могут понадобиться пользователю для осуществления отдельных видов деятельности (п. 1. ст. 49 ГК), пользователь должен оформить самостоятельно в установленном законодательством порядке, например в соответствии с Законом о лицензировании.
4. В российском законодательстве отсутствуют положения относительно преддоговорного раскрытия информации правообладателем, которые являются ключевым элементом законодательства о франчайзинге большинства государств. Поэтому в России пользователи должны в ходе переговоров по согласованию условий контракта уделять этому особое внимание. За рубежом обязанность заблаговременного раскрытия коммерческой и иной информации является важным инструментом защиты интересов потенциальных пользователей, которые могут принимать взвешенное и эффективное решение о вхождении в новый бизнес на основании полной и достоверной информации о состоянии дел и коммерческих условиях. В данном случае возникает особое преддоговорное франчайзинговое правоотношение, содержанием которого является обязанность потенциального франчайзера раскрыть и предоставить информацию. Даже если стороны в дальнейшем не заключили франчайзинговый договор, при нарушении информационной обязанности правообладатель (потенциальный франчайзер) понесет императивно установленную ответственность.
Законодательством стран Европейского союза и США регулируется как минимальный объем раскрытия информации о франшизе, так и срок на "охлаждение" (т.е. право одностороннего отказа от договора, возможность передумать в течение определенного времени после его заключения). Дополнительное регулирование этой формы отношений предусмотрено в принятом Международным институтом частного права (УНИДРУА) в 2002 г. Типовом законе о раскрытии информации о франчайзинге (Model Franchise Disclosure Law). Положения этого модельного акта могут быть приняты за основу при составлении договора.
5. Норма п. 2 коммент. ст., предписывающая правообладателю осуществлять контроль качества товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) франчайзи, является диспозитивной, т.е. может быть изменена договором. Это связано с тем, что в разветвленных франчайзинговых сетях, насчитывающих сотни или даже тысячи франшизных точек (например, газетных киосков), тотальный контроль просто нереален. Вместе с тем отсутствие контроля не освобождает правообладателя от дополнительной ответственности за качество (ст. 1034 ГК).
6. Договоры коммерческой концессии нередко включают льготные условия поставки товара и комплектующих, расходных материалов; участие в проведение акций, направленных на привлечение покупателей; участие концессионера в размещении рекламной информации в сети Интернет, печатных изданиях, на выставках и т.д. Такие положения могут носить взаимообязывающий характер.