При передаче в доверительное управление ценных бумаг может быть предусмотрено объединение ценных бумаг, передаваемых в доверительное управление разными лицами.Правомочия доверительного управляющего по распоряжению ценными бумагами определяются в договоре доверительного управления.Особенности доверительного управления ценными бумагами определяются законом. Правила настоящей статьи соответственно применяются к правам, удостоверенным бездокументарными ценными бумагами (статья 149).
Комментарий к статье 1025 Гражданского Кодекса РФ
1. Передача в доверительное управление ценных бумаг обладает рядом особенностей. Одной из них служит то, что доверительный управляющий должен быть признан профессиональным участником рынка ценных бумаг, и это подтверждается наличием у него соответствующей лицензии. В настоящее время перечень органов, имеющих право выдавать такие лицензии (Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ и иные уполномоченные ею органы), а также порядок их выдачи установлен Указами Президента РФ от 4 ноября 1994 г. N 2063 "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1994. N 28. Ст. 2972) и от 20 декабря 1994 г. N 2203 "О некоторых мерах упорядочения деятельности на рынке ценных бумаг в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3689).
2. В соответствии со ст. 6 Закона о банках банки, имеющие лицензию ЦБ РФ на осуществление банковских операций, вправе заключать договоры доверительного управления ценными бумагами с физическими и юридическими лицами. Под ценными бумагами при этом понимаются все те, которые выполняют функции платежного документа, подтверждают привлечение денежных средств во вклады и банковские счета, а также иные ценные бумаги, осуществление операций с которыми не требует, в соответствии с федеральными законами, получения специальной лицензии.
Иные кредитные организации имеют право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг только в соответствии с федеральными законами.
3. Одним из основных таких законов мог бы стать Закон о рынке ценных бумаг, проект которого находится на обсуждении в Федеральном Собрании РФ.
Другой комментарий к статье 1025 ГК РФ
1. Ценные бумаги в развитом экономическом обороте являются одним из наиболее популярных и удобных объектов доверительного управления. Специфика их использования в обороте предопределяет и особенности правового регулирования ценных бумаг как объектов доверительного управления. В ГК среди объектов доверительного управления указаны как собственно ценные бумаги, так и бездокументарные ценные бумаги (точнее, права, которые удостоверяются бездокументарными ценными бумагами).
КП: примечание.
Монография О.Р. Зайцева "Договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом" включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2007.
2. В литературе отмечается, что доверительное управление ценными бумагами немыслимо без возможности для управляющего по распоряжению управляемыми бумагами, поскольку такое доверительное управление состоит в том, что для достижения максимальной прибыли и снижения риска убытков лицу, осуществляющему этот вид деятельности, постоянно приходится осуществлять так называемую диверсификацию имеющегося у него портфеля ценных бумаг, т.е. периодически изменять состав этого портфеля с целью приведения его структуры в соответствие с конъюнктурой фондового рынка (Зайцев О.Р. Договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом. М., 2006. С. 40).
3. Главная особенность доверительного управления ценными бумагами заключается в том, что правомочия доверительного управляющего по распоряжению ценными бумагами должны быть определены в договоре доверительного управления. Другими словами, доверительный управляющий вправе совершать только такие распорядительные сделки с ценными бумагами, которые прямо указаны в договоре доверительного управления.
4. Согласно коммент. ст. особенности доверительного управления ценными бумагами должны определяться законами. В частности, специальные правила доверительного управления ценными бумагами установлены Законом о рынке ценных бумаг. Однако упомянутый Закон лишь фрагментарно регулирует отношения по доверительному управлению. Брешь в регулировании в значительной степени восполняется множеством подзаконных нормативных актов. В то же время говорить о системе правового регулирования доверительного управления ценными бумагами не приходится. В данном случае более уместен термин "совокупность нормативных актов". Причем в этой совокупности нормативных актов с точки зрения иерархии источников регулирования все поставлено с ног на голову. Основания, условия и порядок осуществления профессиональными участниками рынка ценных бумаг доверительного управления ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги регулируются Постановлением ФРКЦБ от 17 октября 1997 г. N 37 "Об утверждении Положения о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги" (в ред. Приказа ФСФР России от 25 июля 2006 г. N 06-83/пз-н) (Вестник ФРКЦБ. 1997. N 8).
В отсутствие федерального законодательства, регулирующего доверительное управление ценными бумагами, этот акт фактически заменил собой законы, которые должны быть приняты на основании коммент. ст. На недопустимость такого положения вещей неоднократно обращалось внимание в юридической литературе, но положение длительное время остается неизменным.